Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Blod på snø

Jo Nesbø

  • Аватар пользователя
    Аноним4 марта 2025 г.

    Рождественская история о любителе историй

    Продолжаю знакомство с автором, оставив серию про Харри Холе немного в стороне, там такой беспросветный мрак из мыслей и сумбура иногда, что эта книга возродила моё желание читать и другие книги у автора.


    Книга короткая и прямолинейная, больше напоминает повесть, нежели полноценный роман. У меня создалось впечатление, что автор хотел отвлечься от своего основного алкоголика и написать сборник рассказов, а по итогу выдал полноценное произведение, но о другом персонаже, скомпоновав мелкие моменты и задумки в один сюжет. И знаете, мне понравилось.


    Улав Юхансен типичной норвежской внешности: голубые глаза, длинные светлые волосы и борода, которая позволяет ему ускользать от взора полиции, если вдруг будут искать бородача, ну ещё он может подстричься. Улав - наёмный убийца, и от его лица мы будем следить за происходящим в книге.

    В начале мы видим кровь на снегу глазами Улава, который объясняет почему кровь всегда выглядит яркой зимой на снежном покрове. После этого он повествует о себе не в самом лучшем ключе, зато в правдоподобном: он едва может считать до 10, он плохо пишет, ещё хуже - он водит машину - слишком подозрителен за рулём, и вообще он убийца, но ему вроде как просто везёт.

    В моменте повествования мы также узнаем, что у Улава словесная слепота, он может читать слово, но оно возьмёт да и сложится из других букв и станет другим словом, потому он всегда читает не одну книгу, а книгу с несколькими историями, и такое он любит.

    У Улава есть постоянный наниматель - Даниэль Хоффманн, который просит "решать чужие проблемы", и Улав решает убивая. И вот, он получает новое задание, нужно убить женщину - жену его нанимателя - Корину. И тут никто из нас ничего не понимает, включая главного героя.


    Дальше по тексту станет ясно, что наш рассказчик не такой уж и глупый, у него свои особенности, и почти всё время, мы следим за его размышлениями: он размышляет даже в рамках диалогов, но не пространственно и надоедливо, а чётко даёт понять, почему сейчас он думает так, а не иначе. Где-то в нём спит гений, я уверена.

    К каждой ситуации и к каждому человеку у Улава свой подход, хотя чаще он игнорирует людей и старается их избегать, только иногда ездит в метро и следит за одной дамой, потому что никак иначе он не может. Вроде и социопат, но поддающийся обществу.

    И да, он любитель историй, ему проще с книгами, потому что у книги может быть абсолютно любой финал, он из-за словесной слепоты читает максимально разные книги и может сам придумать финал, любой, какой захочет.


    В большей степени, главный герой мне напомнил Маркоу из городской стражи Терри Пратчетта, он вроде и прямолинеен, но не так прост. Даже если что-то он сделает не так, он возьмёт паузу и обдумает ситуацию снова. И ситуация будет решена другим путём, да будут сложности, тем не менее, и тот и другой, препятствия вполне проходят.


    Также автор немного романтизирует нашего героя, он вроде и брутальный и совершает плохие поступки, вот только житиё в детстве у него было сложное, потому он вроде и вырос плохим, но ничего плохого он не делает, убирает только бандитов всяких. Ну и что, что это незаконно и вообще аморально?

    В данном произведении меньше романтизации, нежели у того же Харриса и его Ганнибала Лектера, здешний товарищ напоминает большого плюшевого мишку, которому не до конца объяснили, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому Улав разобрался в этом сам и шкалы "плохо-хорошо" тоже нарисовал себе сам.

    В повествовании нет ничего лишнего и устать от книги невозможно, она пролетает очень быстро, потому что из-за главного героя всё идёт прямо по курсу, никуда не сворачивая, и не разливая воду в тексте, только кровь.

    В конце книги мы снова видим кровь на снегу, только в этот раз она напоминает "королевскую мантию", ведь наш герой любит разные финалы. :)

    19
    265