Рецензия на книгу
Кладбищенский дневник
Нил Гейман
Аноним5 мая 2015 г.Есть у Геймана одна идея-фикс, за которую его очень любят дети, как маленькие, так и старенькие, но никогда не смогут понять родители старой закалки. Он никогда не будет скрывать, смягчать и преуменьшать жизненный мрачняк – напротив, доведет до абсолюта и покажет в виде чего-то совершенно умилительного и желанного. Для него нет нежелательных тем, он может изобразить мироздание прекрасным, какая бы концентрация ада там ни была.
Так что допускаю в будущем что-нибудь наподобие: "За детство счастливое наше, полное вампиров, монстров и призраков, спасибо товарищам Гейману и Бёртону"."Историю с кладбищем" многие читатели, да и сам автор, что скрывать, считают вариацией на тему Маугли – ребенок воспитанный кем попало. В данном случае кладбищенскими призраками и прочей милой нечистью – не в том дело. Книга привлекает другим: Гейман может взять любую, даже самую странную и, на первый взгляд, неподходящую для игр локацию и развернуть на ее основе целый прекрасный и увлекательный мир со своими законами и правилами, со своими обитателями, каждый из которых неповторим. И за внешним фасадом запросто могут прятаться бесконечности для дальнейшего расширения вселенной, вспомнить хотя бы мир упырей и пещеры Слида. Если захотеть, можно придумать еще немало всего в таком духе, и вот именно это дети и ценят в книгах и фильмах, а нечисть – это уже прикольный бонус.
Англоязычные читатели еще заценят многочисленные любопытные аллюзии и языковую игру, нам же останется только прочитать об этом в послесловии. Таким культурным тонкостям научиться нельзя, лишь вырасти на них с рождения.Также нельзя не отметить один момент, частично связанный со всем вышесказанным, но я не знаю, право, в плюс это или в минус. Гейман выдаёт в малом объёме текста концентрированный поток идей и укладывается в пару сотен страниц там, где другой автор накатал бы цикл в 20 томов. Хотя зачем цикл об одном и том же, если уже совершенно новые идеи прут косяком?
Но мне вот как читателю мир кажется очень схематичным, плюс многое не объяснено, хотя вообще-то очень интересно. Мы видим лишь одно кладбище с его обитателями. А как обстоит дело в других местах? Хочется поподробнее про призраков, вампиров и прочих. И вот эта корпорация суперзлодейских Джеков – про них же почти ничего не рассказывается.
И, конечно, хотелось бы побольше узнать о жизни Бода/Никта на кладбище: он растет, учится новому, но почти всё это происходит за кадром. А когда он выходит за пределы кладбища и контачит с людьми, то неминуемо влияет на их судьбу. А что с ними потом-то случилось? Ну хотя бы в двух словах.
Как видите, Гейман щедрой рукой рассыпал идеи и, не вымучивая из них эпопею, побежал дальше. А эпопея у него запросто получилась бы из любой детской книжки. Так что кому нечего делать перед сном, тот найдет себе приют среди могил.И это будет просто афигительный приют.
Детки, воспитанные на Геймане, никогда не будут бояться монстра под кроватью. Они с ним подружатся, и он уведет их в увлекательное путешествие в подкроватную вселенную.3428,6K