Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бог-Император Дюны

Фрэнк Герберт

  • Аватар пользователя
    Аноним28 февраля 2025 г.

    Шай-хулуду все равно

    Очень тяжелая книга, никому не советую. Если поначалу меня увлекла идея того, что прямиком из нее зародилась woke-повесточка в исполнении особо рьяных поклонников Дюны (книга местами похожа на типичный современный сериал от Нетфликс, во всей полноте этого определения), то дочитывала уже на зубах, предварительно всё себе проспойлерив, потому что ну невыносимо же. Следую заветам всех этих заглядывающих в будущее пророков! Но читается книга так не потому что плохая и дурно написана, нет. Наоборот, Герберт прекрасно знает, что делает - он прекрасно конструирует романы, каждый в Дюне отличается от предыдущего и в этом свой смысл. И этот роман специально сконструирован, как червь - огромный, неповоротливый, застревающий, противный, местами кринжовый и заставляющий ежиться от холодных капель дождя. Герберт не только читателя заставляет прочувствовать всё незавидное положение Лето (и других героев), но и сам роман превращает в Лето. В конце-то концов, большая его часть по сути написана им самим, он сам является автором своей истории. А потому помимо невозможной духоты (которая с нами всеми еще с малого возраста Лето, как мы помним), здесь еще и много вранья. О, как я люблю это в Дюна-романах - их ВСЕГДА нужно дочитывать до конца. Тут буквально парой росчерков клинка под самый конец было указано всё то, что я мучительно обдумывала еще с "Детей Дюны". Когда дети резко-дерзко отвечали сочувствующим им взрослым, что они вовсе не дети, раз наделены миллардами человеческих воспоминаниях, хотелось засунуть голову в книгу и проорать им в маленькие напыщенные лица, что они именно что дети, просто с уникальным и трагичным опытом в виде вот этих голосов в голове. Но они ДЕТИ. Опыт человека - это то, что он пережил сам, а не подсмотрел через щелочку в воспоминании о чужой жизни. Слава богу, Герберт думает так же и буквально парой сцен/акцентов дает это понять.

    Конечно, Лето никакой не бог. И тем более не Бог. Но его действительно интересно послушать, ведь в отличие от ЧСВшного малолетки из прошлой части, который воображает будто уже познал все в жизни, т.к. обладает памятью миллиардов предков, это получившееся существо обладает уникальным опытом, пусть и получившим его в печальных обстоятельствах. Именно его опыт интересен, а не рассказы о погибших мирах и древних забытых языках. Но в глубине своей души он и правда совсем не вырос - так и остался противным девятилетним ребенком, у которого есть несколько вундервафель, отличающих его от других.

    Да и что такое воспоминания? Разве так уж они надежны, можно ли им вообще доверять? Лето в итоге сидит в платоновской пещере (сам себя заперев в огромном теле червя) и наблюдает за танцем теней на стене. Он не знает и не понимает людей на самом деле. Единственное, что скрашивает ему жизнь под конец - его записки и мысль, что когда-нибудь их найдут, и поймут как он страдал, чего лишился и что отдал ради человечества. Поймут, какой он на самом деле был зайчик, котенька и пусик, но всё равно будут бояться и называть тираном.
    В общем, о том, что дом Атрейдесов пал - это еще в прошлой части было понятно.

    Содержит спойлеры
    6
    244