Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним28 февраля 2025 г.Изменение общества и постоянство человека
Очередной гештальт в современной литературе закрыт.
То, что мне почти десятилетие назад так понравилось в экранизации, и то, что больше всего понравилось сейчас, так это акцент на взаимосвязь людей всех культур и всех времен, идея перерождения душ и их родства, "я найду тебя в любой реальности" и либеральный пафос.
То, что мне не понравилось уже только сейчас, так это неудачные попытки выйти за пределы самого себя: Митчелл, как молодой мужчина, лучше всего пишет от лица молодых мужчин. Такое бывает. Его героические попытки описывать сильных женщин меня не впечатлили. Кроме того, столь космополитская книга многое теряет из-за того, что представители чужих культур в ней прописаны не самым убедительным образом.
В книге показано развитие литературы (ну и общества), что, пожалуй, составляет одно из ее главных достоинств. Напомню, что роман поделен на 6 несвязанных между собой частей: от 19 века до постапокалипсиса.
Таким образом, мы приходим от ситуации, где белые — хозяева, черные и индейцы — рабы, до ситуации, где именно чернокожие становятся хранителями остатков цивилизации.
Если первые два протагониста — мужчины, а женщины роль в повествовании почти не играют, то в дальнейшем расклад меняется, причем постепенно. В 20 веке женщина наследует мужчине (в данном случае дочь идет по стопам отца), а в далеком будущем женщина, будучи изначально марионеткой в руках окружающих ее мужчин, в итоге вырывается из нарратива и создает свой финал.
Еще интересно отметить, что в "Тихоокеанском дневнике" 19 века широко используется уничижительная лексика по отношению к неевропеоидным расам, то в "Периоде полураспада" 20 века, наоборот, усиленно подчеркивается расовое многообразие американского общества.
19 веке лучше всего охарактеризуют дневники (например, "Франкенштейн" Шелли), межвоенный период — под письма ("Письма незнакомки" Цвейга), вторая половина 20 в. — бульварный роман, в наше время — автобиографии, потом интервью, потом (когда будущее вернется в прошлое) рассказ деда внукам.
И герои тоже соответствуют своему времени: нотариус, интеллектуал-музыкант, журналистка, литератор, клон-служанка, свинопас (да-да, как говорится, Четвертую мировую войну будем воевать камнями и палками).
Много раз во время чтения замечала, что автор, сам того не замечая, отступает от своих гуманных убеждений, что, к сожалению, часто бывает у либеральных активистов. По верхам все и умно, и очень продуманно, но автор не черпает так глубоко, как хотелось бы.
10299