Рецензия на книгу
Конец романа
Грэм Грин
Lika_Veresk27 февраля 2025 г.От любви до ненависти и обратно
Очень глубокий, тонкий психологический роман. В нем много боли, душевных страданий, глубокой печали. Нет, он не об адюльтере – это только очень поверхностный слой. О любви и ненависти, о поисках Бога, духовной опоры, о месте человека в мире, о вещах, ценность которых мы далеко не сразу понимаем.
Морис Бендрикс, известный писатель, в поисках материала для очередной книги вторгается в жизнь семьи чиновника Генри Майлза. Роман-то он напишет, но главным результатом этого не очень-то обдуманного поступка станет иной его роман – с женой Майлза Сарой. И теперь, встретив спустя несколько лет Генри, герой вспоминает эту красивую иумную женщину, бросившую его когда-то, уверяет себя, что в нем говорит лишь ненависть к ней. Но по ходу развития сюжета читателю – и самому герою тоже – неожиданно становится ясно, что ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд, что любовь никуда не делась, напротив, стала явственнее и обрела зрелость и ценность, а мотивы поступков героини не исчерпываются банальным «люблю – не люблю». И главным «адвокатом» молодой женщины станет ее дневник, волею обстоятельств попавший в руки Мориса. Там запечатлелась ее мятущаяся душа, отразились такие порывы и внутренние конфликты, которых Бендрикс и представить себе не мог.
Не случайно мучительное осознание Сарой своего «безбожия», ее «выяснение отношений» с Всевышним происходит именно во время войны – в пору, когда рушатся основы привычного мира, земля уходит из-под ног, а человек чувствует себя песчинкой, несомой вихрем истории, и остро нуждается в том, на что можно опереться. Очень хорошо (скупо, взвешенно, потому и хорошо) написаны эпизоды, действие которых разворачивается в военное время. Вторая мировая, Лондон, рушащийся от фашистских бомбёжек, ощущение человеческого ужаса и в то же время – вера в чудо, страстная, отчаянная, иррациональная. И неважно, какое имя носит это чудо. Вот этот слой книги и не дает ей скатиться к банальному любовному роману.
Последняя почти четверть романа описывает жизнь героя после окончательной утраты героини – его чувства, мысли, раздумья над сущностью отношений между ними, над смыслом собственной жизни, над своим восприятием Бога. Всё это очень нужно, чтобы Бендрикс осознал, для чего ему выпали такие жизненные испытания. Потеря очень трагична для героя. Остается жгучее ощущение невозможности отмотать жизнь назад, всё поправить, переиграть. Как говорится, что имеем – не храним...
Слушала в начитке Ирины Ерисановой, спокойной, эмоционально выверенной, интеллигентной.
57348