Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним27 февраля 2025 г.«Нет свидетеля более страшного и обвинителя более грозного, чем совесть в душе каждого из нас» (Полибий)
Я не очень люблю книги о книгах. Но зато очень люблю книги о писателях. Причём такие, в которых сюжет завязан на писательском ремесле, а не просто главный герой условно писатель.
Было у меня некоторое предубеждение против «Йеллоуфейса» после небольшого скандала, связанного с плохим переводом, в огород которого прилетело множество камней (впрочем, после этого перевод подвергся редактуре). Однако восторженный отзыв человека, чьему мнению я доверяю, убедил меня дать книге шанс. И слава богу! Потому что роман «Йеллоуфейс» подарил мне не один час читательского наслаждения.
Что мы имеем в завязке? Никем не признанная, почти никем не читаемая молодая писательница Джун Хэйворд становится единственной свидетельницей скоропостижной и, скажем прямо, нелепой смерти своей успешной коллеги по цеху Афины Лю, которую иначе как гением не называют. Девушки, знакомые ещё с университетских времён, выпивали в квартире у Лю, когда та вдруг подвилась, прости господи, свежеиспечённым панкейком и приказала долго жить. Полушоковое состояние не помешало предприимчивой Джун устроить ревизию письменного стола Афины и прихватить с собой её рукопись.
«Не пропадать же добру», — решила Джун и, как следует поколдовав над черновиком романа, присвоила его себе.
Что тут началось! Настоящие американские горки. Жизнь Джун, до этого момента напоминавшая мёртвое болото, стала бить ключом. В том числе и ей по голове.
Обозначенная в аннотации тема плагиата, безусловно, является центральной в романе. Но далеко не единственной. Она — как нить, на которую нанизываются бусины других тем, актуальных в первую очередь для современного творческого пространства США и Европы, но не только. Тут и подводные камни издательского бизнеса; и опьяняющий успех, после которого неизбежно наступает похмелье; и феминизм; и обратный расизм, когда как-то даже стыдно быть белым гетеросексуальным человеком; и беспощадная ударная волна соц сетей, сметающая всё и всех на своём пути. А ещё остроактуальная тема культуры отмены, когда одна случайно обронённая вами фраза может запустить эффект домино, в результате которого для всего мира вы просто перестаёте существовать. Вы больше не живёте — вам это только кажется.
«Йеллоуфейс» — глубокий, детально проработанный, психологичный роман, который ставит перед героиней — а значит, и перед читателями, — не одну моральную дилемму. Всю книгу мы как бы находимся в голове у Джун, сморим на всё её глазами, проходим вместе с ней через взлёты и падения. Несмотря на те, мягко говоря, не благовидные поступки, которые она совершает, я не могла ей не сопереживать. Я словно была её соучастницей. Куанг удалось создать очень живую героиню, которую нельзя причислить к лику святых, однако и Люцифером в юбке назвать трудно. В книге вообще много неоднозначных ситуаций и малоприятных личностей. В самые напряжённые моменты так и подмывало воскликнуть: «А судьи кто?»
В жанрах «Йеллоуфейса» указан триллер, но тот, кто ждёт от книги классического триллера, будет разочарован. Здесь нет убийств, нет неприятного холодка, пробегающего вдоль позвоночника, никто ни за кем не крадётся в ночи. Но в какой-то момент возникает ощущение, близкое к клаустрофобии, чувство загнанности в ловушку. На языке так и вертится словосочетание «интеллектуальный триллер», но не знаю, насколько оно здесь применимо.
«Йеллоуфейс» — история, в которую веришь. Куанг совершенно точно знает, о чём пишет. И пишет очень талантливо. Всем любителям серой морали, неоднозначных героев и противоречивых ситуаций — мои искренние рекомендации. Особенно, если вам нравятся книги о книгах или о писательском ремесле.
25480