Рецензия на книгу
Лёд
Анна Каван
knigowoman27 февраля 2025 г.Анна Каван — британская писательница, творчество которой было сильно связано с её биографией: помещение в психиатрическую больницу, попытки самоубийства, героиновая зависимость. После очередного срыва она сменила имя, позаимствовав его у персонажа одного из своих ранних романов. Писательница часто использовала элементы сюрреализма и абсурда, чтобы передать сложные эмоции и внутренние конфликты своих персонажей.
«Лед» стал первым крупным литературным успехом Каван. Его трудно отнести к конкретному жанру. Считается, что Каван писала в жанре slipstream (вихревой поток) — постмодернизм, научная фантастика и фэнтези в одном флаконе.
Книга, по сути, бессюжетна, в ней нет имен, нет мест. Повествование можно свести к поиску одним мужчиной таинственной и хрупкой девушки. Безымянный рассказчик едет через неназванную страну на фоне замерзшего ландшафта, где огромные ледяные стены захватывают мир. Он ищет её, девушку с серебряно-белыми волосами. Но она уже с другим мужчиной. Пока рассказчик пересекает моря и страны в поисках девушки, лед все больше наступает.
Текст следует странной логике галлюцинаций, в которых события и незначительные детали необъяснимым образом ведут вперед по повествованию. Вокруг бесконечного преследования девушки царят мировые волнения и надвигающаяся экологическая катастрофа. По сути, это поток бессознательного, и сам мир находится в таком хаосе, что не всегда ясно, где заканчивается реальность и начинается фантазия. То ли это апокалиптическая научно-фантастическая история, то ли аллегория героиновой зависимости писательницы, то ли предупреждение об опасностях изменения климата. Но что определено чувствуется в этом тексте, так это ужасное, давящее чувство одиночества, а само письмо выступает ответом на насилие и полученные эмоциональные травмы.
По мере того как мир распадается, распадается и реальность, и мужчины как будто сливаются и становятся единым целым, прежде чем снова разойтись. Оба, как предполагается, влюблены в девушку, но на самом деле это не так. За всем этим романтическим поиском девушки стоит лишь одно — желание контролировать. А лед вокруг девушки — символ ловушки, из которой, как из эмоционального хаоса, она пытается найти выход.
Я думаю, интерпретаций может быть масса. Модернистский тон, разрывы в повествовании, сложность образов, сочетание элементов психологической прозы и сюрреализма. Это мрачная, параноидальная книга, которая требует повторного прочтения.
«Реальность всегда была для меня чем-то вроде неизвестной величины».
6168