Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сады Луны

Стивен Эриксон

  • Аватар пользователя
    Harusame26 февраля 2025 г.

    Я считаю, дело было так: автор писал кусок оттуда, кусок отсюда, кусок там, кусок сям, потом свалил это всё в кучу и та-дам! Вышла отличная каша-малаша. Пособие как взять 50 невзрачных сюжетных линий, перемешать и получить поражающий своей фальшивой сложностью рисунок.

    Что у нас есть?

    Есть великолепный пантеон богов, беспринципных бессмертных, играющих жизнями несчастных людей. Они вмешиваются во все аспекты людских судеб и никто и ничто не может их остановить. Они могут вручить свои монету и меч смертным, и те станут пешками в игре богов, чтобы сделать... что? Ну, что-то. Никто не знает что именно, но это что-то наверняка существует, не будут же просто так постоянно напоминать про этих богов, монеты и мечи? Ещё боги могут вселиться в маленькую девочку, чтобы с её помощью сделать... что? Ну, ещё что-то. Это нечто тоже скрыто за пологом тайны, но оно есть, не сомневайтесь. Боги всесильны и смертные им не чета. Просто иногда люди могут завалиться на территорию бога, обвести его вокруг пальца и спокойно ускакать обратно. А ещё иногда люди могут бога призвать и оттаскать его за волосы, так, для профилактики. А порой боги собираются, чтобы пленить злого тирана, но так увлекаются пафосными речами, что тиран успевает дать дёру. Отличные боги, в общем.

    Ещё в этом мире есть мудрые и коварные лидеры, ведущие свои фракции к победе и процветанию. Они настолько специалисты в своем деле, что я не понимаю, как Малазанская империя и Даруджистан до сих пор существуют.

    Великолепная императрица-ресепшионист, что придумала гениальнейший план по освобождению древнего тирана, чтобы обеспечить себе захват вражеского города. Ведь если бы тирана не смогли уничтожить, она в любой момент могла попросить его перестать баловаться и вернуться обратно в гробницу баиньки.
    А ресепшионист она потому, что когда Паран завалился с магического пути на лошади прямо в тронный зал (вопросики к службе безопасности), императрица его поприветствовала, провела милую беседу и объяснила как найти адъюнктессу. Разве что чай-кофе не предложила, а так всё по пунктам.

    Мудрые правители Даруджистана, которые знали, что Малазанская империя хочет захватить их город, и активно готовились к вторжению: собирали армию, выискивали шпионов, ловили и допрашивали странных чужеземцев, перекапывающих улицы, и договаривались с гильдиями, чтобы единым фронтом встретить врага. Они даже отправили команду, чтобы предотвратить пробуждение тирана, а, когда план провалился, начали эвакуацию жителей и готовились во все оружие встретить врага. Можно, конечно, подумать, что вместо всего перечисленного выше они всю книгу сидели сложа ручки, смотрели в рот досточтимому Рейку и посещали званый вечер элитной эскортницы, но нет, такого, конечно, не было.

    Ещё тут присутствуют опытные вояки Сжигатели мостов, которые все свои силы и разум направили на захват Даруджистана. Ради Малазанской империи они готовы были взорвать улицы города и подкупить гильдию убийц. Когда же империя их предала, они всё равно планировали взорвать улицы города и подкупить гильдию убийц. И когда на свободу выбрался зловещий тиран, угрожая уничтожить всё на своем пути, даже тогда Сжигатели все ещё собирались взорвать улицы города и подкупить гильдию убийц. Не было ничего важнее плана по взрыву улиц города и подкупа гильдии убийц, потому что от него зависело будущее Сжигателей, а вовсе не потому, что планопридумывалка сломалась. Ничто не могло их остановить кроме коварно пробравшегося в город природного газа, чьё присутствие не могли предугадать даже дальновиднейшие стратеги. Как профессионалы своего дела Сжигатели мостов всегда умеют подстраиваться под новую ситуацию, поэтому когда план подрыва улиц внезапно провалился, они моментально придумали другой. План назывался "Отступаем!"

    Группа друзей, что получила задание сопровождать и защищать друга Крокуса, поклялись это сделать, были разгромлены через час после начала путешествия госпожой Лорн (которая сама не поняла, зачем это сделала), и отправили Крокуса обратно в город, ведь задание по его защите аннулировалось само собой. Да ещё и в компании незнакомой девушки, несмотря на заявления Крокуса, что она хотела его убить.

    Раллик, который всю книгу планировал невероятно сложную схему мести обидчице своего друга через убийство её покровителя на званом вечере. Потому что смерть покровителя немедленно самым магическим образом должна была вернуть потерянную честь и имущество в руки несчастного друга. И убийство должно было произойти именно на званом ужине, иначе бы магия не сработала.

    Член городского совета, что проводил свои тайные встречи предателей в одном и том же месте, где его мог увидеть кто угодно, а потом согласился на дуэль с незнакомцем, потому что члены советы всегда голосуют только за победителей дуэлей.

    Глава гильдии убийц, что согласилась убить магов Даруджистана, получив столь соблазнительное и ничем не подтвержденное предложение от человека непонятного, но несомненно благородного происхождения, и стала нечаянной жертвой зловредного кирпича.

    А ещё есть тисте анди, которых пихали во все конфликты, потому что если непонятно кто пытается кого-то убить или непонятно кто пытается кого-то спасти, это обязательно будут люди (или не люди) Рейка. Да и сам он, как во всех дырках затычка, успевает одновременно всех подряд то убивать, то спасать. В том числе он успевает найти и покарать всех магов Крепи, которые посмели бросить город на растерзание раньше, чем это успел сделать он сам.

    И, конечно же, книга как любое приличное серьезное фэнтези может похвастаться великими думами и глубокой философией. Обязательно есть размышления про ужасы войны и её несчастных жертв, этих размышлений будет даже больше, чем самих сцен войны. А ещё есть Паран и Лорн, которые постоянно заливаются горькими слезами, жалуются на синдром выгорания, начальников-тиранов, тяжкое бремя долга, что разрушает личность. Но всё, разумеется, в общих чертах без каких-либо уточнений, через что именно им пришлось пройти, что они так разочаровались в жизни. Ведь сопереживание читателя легко можно вытрясти одним нытьем. Ну и, моё любимое, диалог Крокуса с богатенькой мисс Ваза, которым надо было отметить галочкой не менее важную тему классового неравенства. Крокус так железно поставил на место ничего не знающую про жизнь бедных девушку, что можно было даже на секунду забыть, что он сам далеко не из бедноты, вором стал от скуки, а дядя обещал за год сделать из него члена городского совета.

    В заключение. Я понимаю, что это только первая книга и, возможно, в следующих томах будут ответы на вопросы, величайший эпик, пустые пафосные диалоги обретут смысл, а все отдельные нелепые истории внезапно срастутся в богатый букет. Но когда у книги объем в 700 страниц, хочется всё-таки получить хоть что-то интересное прямо сейчас, а не спустя ещё 2000 страниц. Пока что есть только "толочь воду в ступе, носить воду в решете, опа, Мертвый дом! to be continued".

    ++++++++++

    PS Для успокоения души прочитала я вторую книгу цикла и добавила в свою глубокую копилку ещё 20 часов зря потерянного времени.

    В "Малазанской книге павших" есть одна очень неприятная особенность: не соответствие заявленного реальному. Представьте себе, что видите вы корову. Ну, корова и корова. А вам с серьезным видом говорят, что это, вообще-то, минотавр. Обещают вам показать нечто невероятно сложное из области мат анализа. Присматриваешься, а там максимум элементарная алгебра. Вот так обстоят дела в данном цикле.

    Каждый первый персонаж тут профессионал своего дела, великий стратег, лучший убийца, сильнейший воин, профессиональный шпион, коварный бог, разрушитель империй. Каждый преследует свои цели, плетет паутину обмана, у каждого за спиной страшная история. Так утверждает автор. Но следя за происходящим, у тебя постоянно закрадывается мысль, что обещали тебе senior специалиста, а подсунули стажёра, который еле вытягивает натянутую на него роль. Персонажи постоянно говорят загадками, при этом активно подмигивают читателю, намекая, что мы вам ничего не скажем, но тут запрятана такая невероятная тайна, что вы будете в шоке. И поначалу ты ещё веришь в эти обещания, но довольно быстро все ожидания обламываются. У меня уже глаз начал дергаться при очередном упоминании коварного замысла, безумной идеи, гениального манёвра, хитроумной лжи, военной хитрости, плана внутри плана, искусного обмана и тд и тп. Кажется кто-то надеялся, что от постоянного повторения слов они магическим образом станут реальностью. Любое простейшее действие тут возносится до уровня божественного проведения. Все время нагнетается ситуация, обещая невероятную развязку, а заканчивается всё откровенным пшиком. За простым диалогом внезапно всплывает столько подводных камней, что ими можно подавиться. Персонажи постоянно восхваляют друг друга, приписывая поразительные, но никак не проявляющиеся качества. Герои поражаются любым мелочам и находят невероятнейшие перемены в каждом лежачем камне. Это было бы смешно, если бы не было так печально.

    У цикла есть задатки интересного мира с интригующими деталями. Но, по моему мнению, автор просто не вывозит свой собственный уровень пафоса и может лишь искусственно усложнять чтение, вкидывая одновременно кучу всего с минимумом объяснений. И, к сожалению, для меня это оказалось максимально скучное чтение. Уверена, что будут в цикле захватывающие открытия, но сидеть и выцарапывать эти крупицы считаю всё-таки непрактичным времяпровождением. Если кто не согласен, я за вас рада, ведь вы не зря читали тысячи страниц. А я пока что умываю руки.

    Содержит спойлеры
    20
    492