Рецензия на книгу
Замок
Франц Кафка
Аноним28 апреля 2015 г.Мне трудно написать рецензию на эту книгу. И таких книг много. Наверно, у каждого они есть. Если меня спросят, понравилась ли мне книга, то я отвечу "да". А если спросят "чем?", то я задумаюсь. А пока я размышляю, небольшая историческая справка: " Работа над романом была начата в январе 1922 года. 22 января Кафка приехал на курорт Шпиндлерув-Млин. Изначально автор планировал писать от первого лица, однако впоследствии передумал. В свои планы относительно романа Кафка посвятил своего друга Макса Брода. В сентябре 1922 года в письме к Броду писатель сообщает, что не намерен продолжать работу над «Замком».
По желанию самого автора роман остался неоконченным. Кафка завещал другу уничтожить черновики. Однако Брод так и не сделал этого. Роман «Замок» опубликовали в Мюнхене в 1926 году". Дальше сложнее. Здесь сохраняется особенность предыдущего прочитанного мною романа "Процесс" - некоторая абсурдность происходящего. Начиная с самого начала, когда К.приехал работать землемером, а его никто не ждет и заканчивая очередным лабиринтом душных комнат, где чиновники Замка принимают просителей по ночам прямо в кроватях. Думаешь порой, ну бред какой-то. И именно это безумно нравится. Не соглашусь с теми, кто считает, что "Замок"-лучшая книга, чтобы сойти с ума, но в одном уверена - настраиваться на ритм книги придется. Придется ловить ее пульс и дышать с ней в унисон. Место, где происходят действия, именуется Деревней. Ощущение, будто она расположена у тенистого подножия горы, на которой возвысился Замок. Но обитатели Деревни о жизни Замка знают только по наслышке и от тех немногих, кто имеет доступ в это таинственное сооружение. Если в Процессе мы видели безнадежную судебную систему, добраться до вершины которой невозможно, то здесь - такая же нескончаемая вереница начальника начальников. Все те же безнадежность и утопия. Автор погружает нас в эту трясину все глубже и глубже. Вообще книга очень мне напомнила другую книгу - "Сто лет одиночества". Атомсфера, обилие героев, которые, что называется "не в себе", утрированность быта, оторванность от реальности, колоритная серость. Нужно постоянно напрягать память, дабы не упустить нить повествования. И это здорово. С этой книгой не расслабишься, не почитаешь через строки. Только сосредоточенность и философский настрой. Здесь не будет душераздирающих историй типа "и у меня так было" или "только бы у меня такого не было". Это литература другого калибра. Она сочна в своей серости, она безумна в своих настроениях, она такая, какая есть. Её либо сразу принимаешь, еще не понимая, за что, либо бросаешь читать. Но если принимаешь, то получаешь истинное эстетическое удовольствие, пусть и не всегда удается разложить сюжет по полочкам. Главный герой К. оставляет впечатление человека потерянного, нуждающего в том, чтобы его направили. Возможно, именно поэтому он остается в Деревне, даже узнав, что его никто не ждет. Он всеми средствами пытается пробиться в Замок, но дальше кулуаров не проник. Кто знает, что было бы допиши Кафка роман. Возможно, главная интрига была бы раскрыта: мы бы узнали, кто же такой Кламм? Но роман неокончен, вопросов много, а, значит, нам остается только строить гипотезы. Хотя лично для меня большой важности это не несет. Кафка мастер атмосфера абсурда, и ты начинаешь жить ею, принимая по всем законам реальности. Герои очень реалистичны, несмотря на то, что ничего выдающегося, таких в литературе тысячи. Но он поместил их в совершенно особенные условия, и они, эти условия, сделали героев нетривиальными в своей тривиальности. Фрида, безусловно, самый яркий персонаж этого произведения. Науку аутентичной женственности, без прикрас, раскрывает нам Франц Кафка.
В моем воображении она предстала Фридой из одноименного фильма с Сальмой Хайек в главной роли
Кадр из фильма "Фрида", США, Канада, Мексика, 2002г.Страстная, независимая, неординарная, женщина, которая знает о себе все. Как и в Процессе, верность героини ставится под сомнение. А может быть, сама Фрида способствует слухам о неверности. Мотивы ее мне остались неясны, но Кафка сумел передать читателю силу духа Фриды, ее умение "устроить рай в шалаше", настойчивость и своеволие. В общем и целом, несмотря на почти вековой отрыв, вся история воспринимается очень свежо. Рекомендую к прочтению вторым после "Процесса".
683