Рецензия на книгу
Умри, маэстро!
Теодор Старджон
yukari28 апреля 2015 г.Этот сборник рассказов оказался для меня немного сложным для восприятия, поскольку почти все тексты написаны в виде повествования от первого лица. Автор передает оттенки речи героев, их интонации, в каждом рассказе звучит свой, неповторимый голос. И это, бесспорно, удача, но при чтении большого количества таких текстов становится сложно переключаться, каждый раз приспосабливаться к новому стилю повествования.
Некоторые рассказы я бы даже не назвала фантастическими: скорее, это просто своеобразный взгляд на реальность. (Например, "Умри, маэстро!", "Музыка", "Как пришить тётушку", "Шрамы"). "Умри, маэстро!" (своего рода история о Моцарте и Сальери, только в мире джазовых музыкантов) и "Музыка" (короткая зарисовка - мир глазами сумасшедшего или маньяка) меня несколько насторожили: неужели весь сборник мне придется продираться через сказовую речь, ненадёжных рассказчиков и бездны психологизма? (Не имею ничего против перечисленного, но самый известный в России рассказ Теодора Старджона "Искусники планеты Ксанаду" сформировал несколько иное ожидание). К счастью, следующий текст изменил это впечатление и сильно "зацепил". "Это был не сизигий" - история о том, что многие люди (и вещи) на Земле не существуют на самом деле, а представляют собой лишь реализацию индивидуальных или коллективных фантазий, идеальных представлений, того, во что хотелось бы верить. Встреча двух людей, которые идеально подходят друг другу и пытаются разобраться, кто из них настоящий... Финал оказалось легко предугадать, но сама идея продумана очень детально.
Из других рассказов больше всего запомнились "Образ мышления", "Барьер Луаны" и, неожиданно, "Настоящее ничто" (последний - не очевидным сатирическим содержанием, а присутствующими на втором плане рассуждениями о механизмах распространения идей). Эти рассказы выходят за пределы коротких сюжетов, построенных вокруг какого-то одного допущения ("Таксидермист" - люди, сбрасывающие кожу как змеи; "Руки Бьянки" - руки, обладающие собственным разумом и управляющие телом; "Сокамерник" - один из сиамских близнецов живёт в грудной клетке другого; и т.д.) и более полно раскрывают психологию героев и то, как устроен фантастический мир вокруг них. В упомянутых более коротких рассказах мне, пожалуй, не хватало объяснений - "Руки Бьянки" или "Любимый медвежонок профессора" это уже ближе к ужасам/мистике, чем к научной фантастике. С другой стороны, "Образ мышления" - это рассказ на тему магии вуду, но в то же время, он для меня не превращается в типичный "рассказ ужасов" - здесь есть расследование, есть поиски объяснения, на первом плане, собственно, не магия, а упомянутый в заглавии образ мышления главного героя.
Интересно будет познакомиться с другими сборниками автора, поскольку разнообразие тем и стилей приятно удивляет.
9116