Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
reader-1080995318 февраля 2025 г.Кто идеален? Кто ни без порока? Кто без темноты и демонов внутри подушки?
Я купила эту книгу, когда она только вышла. Думаю, мне было примерно около тридцати, когда я ее читала и первое, что по итогу бросилось в глаза - отсутствие хэппи энда и розовых соплей - жили они долго и счастливо. Нет. Забудьте!
❝ Мы не можем выбирать, чего нам хочется, а чего нет, вот она — неприглядная, тоскливая правда. Иногда мы хотим того, чего хотим, зная даже, что это-то нас и прикончит.
Можно глядеть на картину неделю и потом ни разу о ней не вспомнить. Можно глядеть на картину всего секунду и помнить о ней всю жизнь.
В этой книге даже кто-то умрет (из хороших), а хорошие не станут идеальными. А кто идеален? Разве есть жизни без болей, страданий и потерь? Разве никто никого не лишался? Разве не происходило трагедий, которых вы не заслужили?
Человеческая жизнь длится иной раз более 80 лет... попробуй тут год без катаклизмов, стрессов и потер протянуть не то что восемьдесят раз подряд.Рупором в Щегле становится совсем еще мальчик. Посмотрите на обложку или на картину. Видите? Щегол пристегнут цепочкой к клетке. Он маленький, юркий, крошечный птенец, но не может покинуть свое убежище - дом и тюрьму.
Для главного героя клеткой стала "похищенная" им картина. Сначала он ее просто спас, а потом не смог расстаться. Как и с девушкой Пиппой, которой тоже повезло выжить в том взрыве.
Первую треть книги мы наблюдаем за смирением ребенка, за тем как Тео приспосабливается к жизни без матери. Мы конечно всем сердцем надеемся, что его усыновит чета Барбуров, но прошло страниц 150 и финала на этом месте быть не может. В сюжете появляется отец Тео и увозит его на задворки Вегаса, где Тео знакомится с парнем по имени Борис.
❝ Шел дождь. Бежали, ссутулившись, пешеходы. Дождь колошматил по стеклам, дождь проступал каплями на пластиковых крышках мусорных баков у обочины. Усевшись за стол, в отдающее затхлостью кресло, я пытался хоть как-то заземлить себя или по крайней мере утешиться выцветшими шелками и сумраком магазина, его сладостно-горькой мрачностью, так похожей на дождливо-серые темные школьные кабинеты из детства, но меня резко припечатало оттоком дофамина, и я ощущал в себе лишь предтрепет чего-то очень похожего на смерть — печаль, которую сначала чувствуешь желудком, пульсацию за лобной костью, оживший рев тьмы, от которой я отгораживалсяОтличный персонаж этот Борис. Напоминал мне зумера - Гекельберри Финна - и он становится двигательной силой сюжета, не стоит о нем забывать, даже когда проходят годы и Тео становится взрослым.
Теперь наш герой зависим (сами понимаете от чего), а так же н ведет не честный бизнес торговли антиквариатом. Вот сейчас становится понятно, почему автор пишет по 1 книге раз в 10 лет. Как признается писательница, она собирает достоверную и обширную информацию для сюжетов, а на это уходит много времени, как на общение с экспертами, так и на поиск доказательной базы, ведь когда речь идет о мошенничестве, мало кто захочет раскрывать свои карты, каналы и источники, но видимо, в торговле антиквариатом, тем более в Америке, описанная в книге схема - норма и половина покупателей не знают, что обладают подделками.
Одна из главных цитат для меня:
❝ Потому что плевать я хотел, что там говорят люди и как часто и как уверенно они это повторяют: никто, никто и никогда не убедит меня в том, что жизнь — это главный приз, величайший дар. Потому что вот вам правда: жизнь — это катастрофа. Сама суть нашего существования, когда мы мечемся туда-сюда, пытаясь себя прокормить, обрести друзей и сделать что-то там еще по списку — есть катастрофа. Забудьте вы все эти глупости в духе «Нашего городка», которые только и слышишь отовсюду: про то, какое это чудо — новорожденный младенчик, про то, сколько радости сокрыто в одном-единственном цветке, про то, как неисповедимы пути, и т. д и т. п. Как по мне — и я упорно буду твердить это, пока не умру, пока не рухну в грязь своей неблагодарной нигилистичной рожей, пока не ослабею настолько, что не смогу и ни слова выговорить: уж лучше не рождаться вовсе, чем появиться на свет в этой сточной канаве. В этой выгребной яме больничных кроватей, гробов и разбитых сердец. Ни выйти на свободу, ни подать апелляцию, ни ''начать все заново'', как любила говаривать Ксандра, путь вперед только один — к старости и утратам, и только один выход — смерть.Романтическая линия в книге тоже присутствует и тут у нас две героини: девочка из музея скрипачка Пиппа и дочка Барбуров по имени Китси, с которой Тео обручется, но она примило шастает от него налево.
А вот сердце нашего героя принадлежит Пиппе. Он делает ей необычные подарки и страдает лежа на нагретой ее теплом подушке. Такие сцены только женщина могла придумать и описать - очень нежно, томимо и безысходно, как и вся любовь между Тео и Пиппой, которая не может жить без болеутоляющего.
❝ Я так хотел получить от тебя весточку, но рад, что ничего не получил, потому что, надеюсь, это означает, что тебе там хорошо и есть чем заняться.В итоге книга полна афоризмами тоски, философии и некой безнадёги. Когда читаешь нечто подобное впервые, а не Бриджертонов или про фею Винкс, то тебя пробирает до костей - наконец-то кто-то говорит об этой жизни правду! Наконец-то автор не боится сделать трагичный (в меру) финал.
И Пулицера такой автор получает не просто так, главное - не смотрите фильм по книге. Просто не смотрите. Лучше прочитайте роман, особенно если ваш возраст младше 20-25 лет.
27872