Рецензия на книгу
The Godfather
Mario Puzo
Аноним17 февраля 2025 г.Семья - это не главное, семья - это всё
Вдруг захотелось послушать "Крёстного отца" и неожиданно из этого вышло настоящее удовольствие. Читает роман Максим Суханов, и я теперь хочу, чтоб все книги озвучивал только он.
Сюжет я помнила в деталях (только вечно путаю Борзини-Томмазино-Солоццо), но оказалось, что помнила я роман как криминальную драму. А в этот раз до меня вдруг дошло, что это скорее семейная сага. И что главное в книге - не мафиозные разборки, а то, что семья uber alles, ну или как говорят итальянцы "Семья - это не главное, семья - это всё".
Смещение фокуса с погонь, убийств, перестрелок на бытовую сторону жизни, на процесс принятия решений, на нравы и быт мафиозного семейства, на отношения внутри семьи сильно отличают роман от криминальных драм. Кроме того, картинка получилась настолько достоверной, что после выхода романа (и уж тем более фильма) одни обижались и негодовали за то, что их вывели на чистую воду, другие обвиняли автора в идеализации мафии.
И да, главные герои наделены массой достоинств - мудрость и проницательность Вито Корлеоне, железная выдержка и острый ум Майкла, их приверженность семье, верность дружбе - но привлекательность их, как персонажей, не в этом. А в потрясающе показанной противоречивости - перечисленные достоинства сочетаются с дьявольской беспощадностью и хладнокровием.
Марио Пьюзо, который вырос в Нью-Йорке в семье итальянских иммигрантов, наверняка знал о жизни итальянской диаспоры не понаслышке. Его герои - собирательные образы реальных мафиози. Например, сиплый голос Дона Корлеоне и некоторые факты его биографии Пьюзо заимствовал у Фрэнка Костелло, которого в 1940-50 гг. считали "премьер-министром мафии". А имя Вито носил главный противник Костелло - Вито Дженовезе. В Джонни Фонтейне многие узнавали Фрэнка Синатру, и Синатру это очень злило. Некоторые события из книги тоже результат соединения нескольких реальных эпизодов в один, в некоторых случаях Пьюзо сохранял лишь антураж, а сам эпизод придумывал.
На мой взгляд, обвинять автора в идеализации мафии излишне. Как раз наоборот - он очень точно показывает дьявольскую суть под маской внешне приличных людей. Кроме того, буквально на первых страницах романа становится понятно, что мафия фактически срослась с государством, что ей готовы всяко помогать и рядовые полицейские, и высокопоставленные политики. И праведный гнев читателя должен быть направлен и на гангстеров, и на тех, кто им потворствует. Темы коррупции, мигрантов, национальных диаспор, в книге звучат более явно, чем в фильме. И хотя мечта Майкла о том, что с убийствами будет покончено и мафия перейдет на легальное положение, почти сбылась, от итальянской мафии мало что осталось, книжка все равно читается не как предание старины, а как вполне себе актуальная история.
5349