Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

До февраля

Шамиль Идиатуллин

  • Аватар пользователя
    Аноним14 февраля 2025 г.

    "Странные времена" в условиях постсоветской редакции журнала "Пламя", отшлифованные проблемами современного общества

    Кажется, эта книга ждала меня два года... И я каждый раз вспоминаю о ней летом почему-то. А потом думаю, надо отложить на февраль, тогда прочитаю. И, о чудо! В феврале я про неё все - таки вспомнила!

    Таинственные рукописи - это ещё одна моя маленькая слабость, перед которой я просто не могу устоять! А тут к ключевому элементу ещё примешивается триллерная составляющая. Ну как удержаться и не пощекотать себе нервишки?!)

    Никак.

    Начало истории мне очень понравилось. Девушка приходит на собеседование в редакцию журнала, её внезапным образом сразу же принимают на работу. И уже этот момент чем – то напомнил мне книгу «Странные времена»:

    К. К. Макдоннелл - Странные времена. Предвиденные происшествия с бессмертными

    «Он одновременно елозил клавиатурой и мышкой, пытаясь быстро стереть раскритикованные куски. Конфуз не позволил ему заметить, как Наташа выдернула показавшийся из-под клавиатуры лист, распечатанный Аней, хотела отбросить, чтобы не мешал, ухватила глазом первые строки и принялась читать вдумчиво и с явным удовольствием.

    – Ну вот же, – сказала она, – ну можешь же.

    – Щас-щас, – повторил Паша лихорадочно, – пять минут.

    – Какие пять? –изумилась Наташа. – Ты чем обедал, Неруда? Сделал и забыл? Ну прекрасно же всё, молодец. И концовка огонь, как заказывали: «Рукописи не горят, но "Пламя" не гаснет. Пойдем на свет вместе». Не зря я в тебя верила.

    Паша, с трудом оторвавшись от экрана, потянулся к листку. Наташа отвела руку, показывая текст издали. Паша вчитался и пожал плечами.

    – Это не мое.

    – Шутишь. Нет? Юль, неужто ты стариной потрясла?

    Барышня показала лицом, руками и, кажется, даже скрытыми под столом коленями, что ни в коем случае. И тут Леночка, переводившая напряженный взгляд с Наташи на Пашу, небрежно начала:

    – Я там прикинула, как лучше...

    Ее оборвала барышня Юля, передумавшая отмалчиваться.

    – Не стариной, – сказала она напористо, глазами указала Наташе, изумленно повернувшейся было к Леночке, на Аню и нырнула в ноутбук.

    Наташа всем корпусом качнулась к теребящей пластыри Ане и торжествующе изрекла:

    – Ага. Тебя как звать?

    Аня попятилась, моргая.

    Наташа не отставала:

    – За час написала? Быстрее?

    Аня смотрела на нее исподлобья. Юля, отстукивая текст левой рукой, на миг задрала растопыренные рогулькой пальцы и обозначила яркими губами слово «минуты». Наташа подняла брови и сделала шаг к Ане.

    – Пока переделывала, всё поняла, да? Литературный ежемесячный журнал, запускаем – ну вот сегодня.

    Аня неуверенно кивнула. Наташа, кивнув в ответ, продолжила:

    – Запускаю я, Наталья Викторовна, для тебя – Наташа. Пойдешь ко мне? Всё по-взрослому, настоящий журнал, ты настоящий редактор. А?

    Аня затравленно огляделась. Все ждали ее решения. Все смотрели на нее – кроме Юли, которая, не отрываясь от клавиатуры, прогудела себе под нос:

    – Глупцы-ы! Беги-ите!

    – Пойду, – сказала Аня.

    – Пошли, – сказала Наташа.»

    Ведь правда же, есть небольшая толика юмора в рабочих моментах?)

    Параллельно идёт повествование от лица маньяка, который душит своих жертв. В начале связь не очевидна, но постепенно мы пониманием, что найденная в архивах редакции рукопись и нераскрытые убийства с асфиксией связаны напрямую.

    Автор продолжает водить нас за нос на протяжении всего повествования, погружая, то в одну сюжетную линию, то в другую, и мы пытаемся понять, происходят ли убийства сейчас, или это все уже случилось когда-то много лет тому назад. Надо ли нам переживать за главных героев или лучше оставить эти эмоциональные излияния?)

    После чего в сюжетную канву вплетается ещё одна параллель с писателем, и вот этот кусок откровенно скучный, потому что попахивает графоманством. Как написать максимально сложным и витиеватым языком ни о чем? Яркий пример вы увидите по тексту. Хотелось бросить чтение, настолько это было скучно и не несло никакой полезности, но я собрала все силушки в кулачок и продолжила продираться через терновые кусты.

    (и нет, речь не про рукопись, если вы читаете мою рецензию после того, как одолели это полотно))

    С одной стороны, этот томик должен произвести неизгладимое впечатление на филологов, а также людей, увлечённых писательством и литературой. Потому что построить такой сюжет, в котором одна ниточка переплетается с другой, потом подтягивает третью, а за ней тянется ещё с пятОк - это действительно нужен талант. Да ещё и написать это логично, структурировано,интересно и даже в некоторой степени эмоционально.

    Но с другой стороны, мне как обычному читателю не хочется выслушивать авторские рассуждения обо всем и ни о чем) Даже если это встречается совсем чуть – чуть, таков персонаж и авторская задумка. Я хочу эмоциональный сюжет, динамичную историю!))

    Авторский слог меня очень удивил и порадовал, потому что некоторые предложения прошибали меня словно током от неожиданности и восхищения:


    «Особенно Аню радовало и умиляло, что Клим не подсунул ей ни единой своей строчки. Она-то считала такое развитие событий неизбежным. Любой редактор знает, что самого выдержанного начинающего литератора хватает на десяток минут, по истечении которых он считает собеседника прирученным достаточно, чтобы небрежно начать: «А вот кстати, не хотите глянуть на мой последний пустячок?» Такой поворот разговора неминуем, как дикпик извращенца, и примерно так же бессмысленен и жалок.»

    Насколько это хлестко написано! Я аж несколько раз перечитала, восхитилась, потом снова перечитала, и снова восхитилась!) Это было классно!)

    А вот тут про М. Булгакова было больно, конечно:


    «Чего я психую,подумала Наташа, хватая бокал, это же трюизм, рефлекторный ответ малограмотного человека: цветок – роза, фрукт – яблоко, страна – Россия, поэт – Пушкин,писатель – у пожилых мальчиков Достоевский, у пожилых девочек Булгаков,смерть неизбежна.»

    И когда я только успела стать пожилой девочкой?))

    Не могу не обозначить, что автору удалось передать практически доподлинно работу следственного комитета, который пытался раскрыть таинственные убийства. Общение между полицейскими не вызывало у меня никаких сомнений в правдивости. Полное ощущение, что я прожила несколько дней в следственном комитете, среди брутальных мужиков, в прокуренном узеньком кабинете, провонявшем застарелым пОтом и дешевыми духами, с потертой обивкой на стульях. И эти самые мужики в любой момент срываются в кабинет к начальству, заставляющему в приказном тоне в кратчайшие сроки распутывать сложные дела.

    Всё как в жизни.

    Главные герои максимально настоящие, продуманные до мелочей, я сопереживала каждому из них и так не определилась со своим любимчиком.

    А вот концовка почему - то не удивила. Я даже немного улыбнулась тому, какой стандартный приём выбрал автор в данном случае)

    168
    745