Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 5. Доктор Фаустус
Томас Манн
Аноним12 февраля 2025 г.На этот раз без волшебства
На днях дослушала "Доктора Фаустуса" Томаса Манна. Начинала с электронной книги, но довольно быстро перешла на аудио в начитке Терновского (очень рекомендую, хотя это и не лучшая книга в его исполнении, которую я слушала, но читает он замечательно).
Ох, не люблю я писать негативные отзывы, но не написать как будто бы нечестно - не всё же расхваливать книги, о своих читательских неудачах тоже надо рассказывать.
Начну с того, что неудача это скорее лично моя. Я знала на что иду. От меня никто не скрывал, что книга перекликается с "Фаустом" Гёте и представляет собой биографию вымышленного немецкого композитора Адриана Леверкюна, написанную от лица его преданного друга детства. "Фауст" как будто обещал, что всю историю слегка припорошит пылью старых эпох, которые я не очень люблю, а с романами о музыкантах у меня уже были проблемы, пусть и не такие большие. Всё так, знала, но не рассчитала масштабы несовпадения моих вкусов и книги :)
Биография на деле оказалась очень растянутой и почти до отторжения восторженной - рассказчик буквально захлебывается от любви к главному герою. Он следует за ним по пятам на протяжении практически всей своей жизни, видя, чуть ли не весь её смысл в наблюдении за ним. Да и сама по себе история жизни Адриана не показалась мне, положа руку на сердце, увлекательной или хотя бы увлекательно изложенной, о нет. И причин по которым всё сложилось именно так сразу несколько, но главная из них заключена в музыке.
Описать чистую музыку грандиозная и непосильная задача, пожалуй, для любого писателя. Как мне, к сожалению, показалось, даже для такого великолепного мастера, как Томас Манн. Музыка не оперирует понятными образами, как это делает изобразительное искусство или литература, музыку надо слушать и чувствовать, чтобы понять что она пробуждает именно в тебе, какие зрительные образы рисует в воображении, какие воспоминания, в конце концов, она вызывает. И уж тем более мне, как читателю, совершенно ничего не дало описание не только самой музыки, которую никому не суждено послушать, но и процесса её создания - всё это утомительное разнообразие музыкальной терминологии, для меня оказалось, что называется, ни уму ни сердцу. Это было сложно и скучно. Сначала я думала, что это может быть понятно тому, кто имеет музыкальное образование, но судя по рецензиям, те, кто имеет необходимую музыкальную базу тоже не всем довольны и будто бы даже находят ошибки у Манна. Можно сказать, что надо было считывать другие слои романа, разгадывать метафоры, аллюзии и отсылки, но пардон, к чему же было настолько утяжелять роман мало кому понятной информацией, если смотреть следует на другие слои, а на это обращать внимания не стоит? Чтобы редкая птица долетела до середины Днепра?
В общем, это не мой роман, он в той же степени не захватил меня, не увлек, не понравился, в какой мне понравилась "Волшебная гора". Томас Манн очень любил музыку, восхищался Вагнером и, наверное, рано или поздно он пришел бы к созданию "музыкального" романа. Не сомневаюсь, что это, действительно, очень умная, многими любимая, и даже великая литература, но лично мне такой бескомпромиссный фокус на чем-то столь абстрактном как музыка (опустим богословие и философию, которых тоже в романе очень много - там еще можно с горем пополам разобраться что к чему), помешал получить хоть какое-то наслаждение от книги, погрузиться хоть сколько-нибудь в историческую эпоху, а именно за этим я к Манну и шла. Я скучала и отчаянно ждала, когда дело дойдет до чего-то помимо музыки, а потом оно доходило, но интересно уже не было, было просто мучительно скучно.
Люблю и буду перечитывать "Волшебную гору", буду читать "Будденброков", а "Доктора Фаустуса" попробую забыть раз и навсегда.
8966