Рецензия на книгу
Взрослая дочь молодого человека
Виктор Славкин
Аноним12 февраля 2025 г.Когда стиляги повзрослели
В конце 1940-х годов в СССР возникло очень своеобразное и яркое явление – молодежная субкультура «стиляги». Расцвет этого движения пришелся на 1950-е гг., но интересно, что зародилось оно еще в сталинское время – то есть никакими запретами и репрессиями не остановить это внутреннее стремление молодежи к свободе.
Стиляги носили яркую зарубежную одежду и слушали западную музыку. Это был их протестный ответ на «серость и убогость» советской жизни. Есть такое психологическое явление – эскапизм. Буквально это означает «бегство от реальности». Вот стиляги и пытались убежать от навязываемого им общества «коммунистического рая» в придуманный ими мир, где всё яркое, красивое, праздничное. Разумеется, этот мир мало был похож на реальный Запад с его множеством проблем и противоречий. Он был сконструирован в мечтах стиляг из образов, которые они подсмотрели в заграничных кинолентах и подслушали в запрещенных записях зарубежной музыки.
Вот такими неформалами-стилягами в начале 1950-х гг. были герои этой пьесы Куприянов и Прокопов («Бэмс» и «Прокоп»). Прошло более 20 лет и вот они снова встретились. Прокопов приехал из Челябинска «пристраивать» своего сына Толю в институт. Теперь Прокоп довольно серьезный начальник – как он сам гордо говорит, у него в подчинении «сто экскаваторов».
Бэмса в свое время отчислили из института за исполнение на студенческом вечере джазовой песни «Поезд на Чаттанугу» – это своеобразный неформальный гимн стиляг. Эта песня вообще звучит рефреном на протяжении всей пьесы. Она является символом движения в ту призрачную жизнь, где всегда царит праздник и каждый по-настоящему свободен.
Потом Бэмса-Куприянова восстановили, но он затаил обиду на однокурсника Ивченко, который, являясь одним из комсомольских лидеров, мог бы ему помочь, но на голосовании по отчислению предпочел воздержаться.
Пережитая в юности ситуация сломила Бэмса. Теперь ему – 44. Он начинает лысеть и становится более грузным. Он работает обычным инженером за 140 рублей в месяц, но не пытается хоть как-то улучшить материальное положение своей семьи. Его жена Люся в прошлом была местной «звездой». Она пела перед показами фильмов в кинотеатре «Орион» и подавала большие надежды. Оба они были в молодости харизматичными, яркими и талантливыми, и оба не смогли самореализоваться.
У них есть дочь-студентка Элла. Она пошла по стопам отца и тоже примкнула к неформальному движению – правда, не стиляг, а хиппи. Ей грозит отчисление из института за скандальную выходку. Вместе с друзьями она засыпала охапками цветов стол пожилого преподавателя – того самого, который за непослушание отчислял студентов еще во времена Бэмса. Тем самым студенты-хиппи намекнули престарелому профессору, что ему давно пора на пенсию. Через образ Эллы автор показывает преемственность поколений и поднимает вечную тему сложности взаимоотношений «отцов и детей».
Главный герой Бэмс страдает от того, что его жизнь сложилась не так, как он мечтал. Особенно это заметно на фоне его гораздо более успешных однокурсников Прокопова и Ивченко. Первый стал относительно большим начальником у себя в Челябинске. Второй – теперь проректор технического вуза в Москве, в котором 25 лет назад они учились сами.
Бэмс же так и остался неприспособленным к жизни идеалистом. Он не может вписаться в современную ему реальность, так как его идеалы претят ему «вертеться», «подстраиваться», «быть удобным». Ему больно осознавать тот факт, что в молодости он был смелым, уверенным в себе и внутренне свободным. А сейчас он надломленный человек, который оживает только когда слушает старые пластинки и начинает отплясывать уже ставший старомодным танец «буги-вуги».
В пьесе поднимается много разных тем. Это и проблема взаимопонимания между старшим и молодым поколением, и крушение юношеских надежд под напором реальной жизни, и тема прощения – всё ли можно и нужно прощать? Конформизм и нонконформизм, социальный протест и тоска по утраченной свободе, конфликт личности и общества... Сложные, больные темы.
При этом, несмотря на трагичность внутреннего мира главного героя и сложность поднимаемых тем, в этой пьесе как-то сглаживаются наиболее острые углы и всё сводится к всеобщему примирению.
Пьеса читается легко, на одном дыхании. И, конечно же, эту пьесу лучше смотреть на сцене, чем читать, настолько она музыкальна.
19439