Рецензия на книгу
The Maidens
Alex Michaelides
Аноним11 февраля 2025 г.О чем: студенток-культисток кто-то убивает. Дело расследует психоаналитик
Про Михаэлидеса нужно знать три факта: как киприот он знаком с греческой культурой, он работал сценаристом для остросюжетных фильмов и психотерапевтом в учреждении для подростков. Эти критерии помогли его первому роману «Безмолвный пациент» выстрелить: тут вам и факты из психоанализа, и лихо закрученный сюжет, и зеркалка древнегреческой трагедии про Алкесту. Не могу сказать, что это лучший триллер всех времен и народов, но премии и популярность он набрал не зря. Практически все, что работало в нем, не работает в «Девах».
Во-первых, жанр и сеттинг. Из аннотации у вас может сложиться впечатление, что это дарк академия. Из обложки у вас может сложиться впечатление, что это дарк академия. Это не дарк академия. Девы-кружок фанаток местного преподавателя по древнегреческому, которых убивают по одной на протяжении книги. Узнаем ли мы что-то про сам кружок? Не особо. Как и про профессора, как ни странно.
Из аллюзий на Древнюю Грецию было выбрано аж несколько мотивов: жертвоприношение Ифигении, Персефона и ее мать Деметра, обряды греков, которые напомнили тот самый момент из Тайной истории, но только в более скудном проявлении. Для такой небольшой книги многовато отсылок, бОльший по объему «Безмолвный Пациент» выбрал одну легенду. Тематически больше соответствует тема жертвенности и косвенно, абьюзивного отца (прости нас, Агамемнон). О Персефоне напоминает способ убийства и флешбеки главной героини, но по сути образ никак не развивается. Можно было хотя бы указать, что греки боялись богиню, потому что, если Деметра ассоциировалась с теплой погодой и урожаем, то голод связывали уже с ее дочерью, которой приносили богатые жертвы. Кстати, Деметра была бы примером «хорошей» матери в противопоставлении с «плохим» отцом Агамемноном, что бы вписалось во фрейдистский лор Михаэлидеса, но увы, книга особо не раскрывает свои же отсылки.
Во-вторых, главная героиня. Мне не нравится писать про героев, что они «плохие» или «хорошие», базируясь на вкусовщине или степени раскрытия персонажа, в Марианне меня смущает другое: она преподносится как психотерапевт, то есть человек работает с людьми и в некотором роде их «читает», но на деле оказывается, что она ни в чем не разбирается от слова совсем. В «Пациенте» главный герой, тоже терапевт, также имел проблемы с психикой (хочется сказать ту самую фразу про халат и врачей), но тем не менее находил правильные подходы к пациентам и коллегам. Марианна вызывает все больше недоумения по мере чтения, а твист делает только хуже.
Знаете, когда смотрите фильм или читаете книгу, где будет сюжетный поворот, и у вас проскакивает совершенно безумная теория из серии « а что, если убийца-тот самый троюродный дядя двоюродного брата главного героя, который был упомянут один раз?» и понимаете, что никакого сюжетного смысла здесь нет, но шок-эффект есть. Нет ничего плохого в том, что читатель угадал развязку, это значит, что сюжетные части поданы логично, а вот если твист выбивает табуретку у вас из-под ног и вы, опомнившись от изумления, пытаетесь понять, откуда это вообще взялось, вот тут начинаются проблемы. В "Девах", к сожалению, как раз не удовлетворяющий твист.
«Девы»-не самый плохой триллер, но предыдущей книге явно проигрывает. В прошлом году Михаэлидес написал еще что-то, надо будет посмотреть, в какую сторону идет прогресс (отрицательный рост своего рода тоже рост).6207