Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Аноним11 февраля 2025 г.Сильная, пронзительная, масштабная.
Это самая необычная книга из всех, что я когда-либо читала. Сильная, пронзительная, масштабная. Если вы думаете, что все жанры, все варианты сюжетов, тропы, клише уже использованы и невозможно придумать что-то новое — вы ошибетесь.
Так гармонично сплести автобиографию, детектив, роман-эпопею, анахронизмы! Структура текста выстроена совершенно непредсказуемо, так что порой приходится останавливаться и перечитывать абзацы.
Сюжетные линии ведутся то из века 20-го, то проваливаются в 14-й, то взлетают к 16-му и вновь возвращаются к 20-му. И это совершенно бесшовно, эпизоды наслаиваются друг на друга, как чешуя доисторического животного. Персонажи могут быть названы в первом лице, затем в третьем, потом опять в первом. Они могут быть собой, а через строку это уже далекий отраженный сквозь десятилетия, столетия прототип. Штурмфюрер превращается в инквизитора, а пошедший против церкви монах в убегающего от СС еврея настолько кинематографично, что моментально представляешь, как бы это выглядело на экране.
Очень много эпизодов-головоломок, которые автор подает порционно. Ты просто терпеливо ждёшь следующего пазла, собираешь их, проходя сквозь текст, как сквозь зеркала, коридоры времени, эпохи.
Весь текст пропитан книжной эстетикой, искусством, живописью и музыкой! Книжные полки, запах библиотек, мольберты, пюпитры, антикварные и книжные магазины, аудитории университетов и монастырские дворы, пейзажи, винные пурро, музыкальные инструменты. Большое значение автор придает предметам — рукописям, картинам… Но самым главным предметом, который выведен в ранг personnage principal — скрипка Сториони с таким волшебным звучанием, что оно сводило с ума всех, кто к ней прикасался.
Эту книгу смело можно назвать историческим исследованием человеческой мысли, исследованием границ добра и зла, страха, жадности, чувства вины, традиций. Главный герой безуспешно ищет ответ на вопрос, кто он. И ответ весьма вас удивит.
131K