Рецензия на книгу
Собирающий облака
Юрий Яковлев
Аноним10 февраля 2025 г.Ю. Яковлев "Собирающий облака".
"Опять блох ловишь?!", "..где ты снова летаешь?!", "Лодыря гоняешь?!"- как же часто кто-то разъярённо бросает ребёнку или взрослому эти слова. Яковлев даёт понять, что за внешней незаметностью человека может скрываться глубокая внутренняя жизнь.
"Если люди махнули на тебя рукой и не хотят разобраться в тебе, потому что кто-то поставил перед твоей фамилией минус, то у тебя есть два выхода: или самому махнуть на себя рукой, или любыми усилиями зачеркнуть несправедливый минус",- слова, звучащие в конце рассказа, относятся не только к этому герою. Незаметные в классе и дома, мальчишки и девчонки глубоко переживают о чём-то, любят, спешат на помощь.
Имя героя остаётся тайной до итоговых строк. Это просто "он". Личное местоимение третьего лица, и всё. Он есть будто формально. В классе как необходимый для численности, дома его замечают лишь при отличных отметках. Услышав о четвёрке, отец "пожимал плечами", на замечание в дневнике сына "усмехался": "Он даже не пугал сына-что попусту тратить слова". Он "пробовал было возразить", но от безрезультатности перестал это делать. "Глотал" боль. "От обиды лицо мальчика покрывалось красными пятнами..., к горлу подступал комок",- обращал ли на это кто-то внимание?... Нет, потому что друзей у мальчика не было, родители не общаются с ним. И не потому, что он хулиган, а просто не уделяют ему внимание: спроси о том, что волнует, чем интересуешься, да просто улыбнись....
Учителя в школе заняты. У классного руководителя Зои Назаровны "...не хватало толком времени разобраться в своих учениках". Беседуя с героем рассказа, "кончики её губ презрительно опускались: "Ты бы хоть спичечные коробки коллекционировал". Школьная учительница, говоря это, судит шаблонно: принимает героя скучным, безынициативным простаком. А "он не решался сказать Зое Назаровне, что белые облака нельзя засушить, как кленовые листья, и нельзя наклеить в альбом, как почтовые марки". Любой на его месте стеснялся бы рассказывать о любимом, слыша о себе несправедливые оценки.
Узнав о призыве сбора макулатуры, мальчуган нашел выход помощи стране. Его радость беспредельна. Он видит со стороны других не такой азарт, как у себя. Его активность никому не значима, кроме него самого. Вовсю старался помочь. Зоя Назаровна и тут не поняла стремление мальчика: ".. всё, что относилось к Малявкину, она считала несерьёзным и вздорным". В то время сбор макулатуры был частым, отсюда и превратился в обыденное занятие. Как же больно за героя, понявшего, что его труд и десятков других, обесценен: "Охапки белой бумаги бросали в топку",- закричал завхозу: "Стране нужна бумага! Не жгите!"- в ответ тот отослал его подальше". "Чудачеством", "блажью" можно было бы назвать порыв мальчугана. Но это было для него первое значимое дело, когда он со всеми помогал стране.
Лишь на улице, когда Малявкин шёл понурый, Зоя Назаровна прочла на лице его непонимание от произошедшего, уныние. окликнула: "Коля!". А слышал ли он хоть раз от неё своё имя?.. Она была "растеряна...И ему нравилась такая Зоя Назаровна".
Юрий Яковлев не пишет, что дальше. Но я уверена: теперь в классе для Зои Назаровны небезликий "он" сидит за партой, а Коля Малявкин. В скором времени учительница узнаёт, что он собирает облака, любит быть со всеми, помогая, что он добрый и отзывчивый мальчуган.
Экранизация рассказа чудесна. Как хорошо, что была снята в эпоху советского кинематографа в чёрно-белом формате. Он не отвлекает от нужного: игры эмоций на лице главного героя. Камера улавливает все движения души Коли, собирающего макулатуру, ужас, что она мокнет под дождём, удивление, что её сжигают, радость от взгляда на небо, где резвятся облака…
Как важно найти "паузу", посмотреть на тех, кто рядом: возможно, эти люди нам станут дороги.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово12171