Рецензия на книгу
The history of Pendennis, his fortunes and misfortunes, his friends and his greatest enemy.
Уильям Мейкпис Теккерей
Аноним20 апреля 2015 г."Да, Лондон!
Ну, это там, где рыба, чипсы, чай, дрянная еда, отвратная погода,
Мэри, е*ать её в сраку, Поппинс. Лондон!.."
SnatchИ тут возникает вопрос: что же я знаю о Лондоне, о Великобритании в целом? Ну да, файф-о-клок. Да, туманы. Да, конечно, Тимати с Лепсом. Да-да, опальные российские олигархи. Еще на задворках мозга валяются смутные воспоминания о том, что Лондон построен так: в центре его стоит Биг Бэн, а вокруг него – пабы. И в этих пабах каждый десятый – лорд, каждый пятый – пэр, каждый второй – сэр и уж точно абсолютно каждый, включая свирепых английских бульдогов, джентльмен. На этом мои познания заканчиваются. Ну, спасибо и на этом. Однако если мне вдруг захочется расширить свой кругозор по поводу туманного Альбиона, я, конечно же, направлюсь
в магазин "Все для дома"к книгам. Об истории я, конечно же, спрошу у исторических книг. Много – о фантастическом и немного - о реальном быте мне расскажет Гарри Поттер, еще чуть-чуть я вытащу из старого льюисовского шкафа, остаток дополнит Чайна Мьевиль. И тут же мне станет неимоверно скучно, потому что старую, кошерную Великобританию я в двадцатом веке не найду. Настоящая Британия навсегда будет у меня ассоциироваться с юной коронованной красавицей Викторией, которая в молодости являла собой образец женственности (правда-правда, вы забейте в гугле «Готическая крона 1847»), а в возрасте зрелом – эталон управления многомиллионной империей, которая по всем фронтам занимала первое место в мире. Об этом периоде прекрасно написал Конан Дойл, и вот уже полтораста лет не умолкают голоса его восторженных поклонников… А еще есть довикторианская Англия. Конец правления Георга Третьего, Георг Четвертый, а потом и Вильям Четвертый. Если б я был Гришковцом, то я бы сказал, что это был такой период в истории Великобритании, когда джентльмен еще не должен был быть инженером и путешественником. То есть самая что ни на есть Старая добрая Англия. Кто же поделится со мной знаниями о быте того времени? А это будет Уильям М. Теккерей, и начну я знакомство с его творчеством с романа «История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага».Я никогда не сравнивал книги с алкогольными напитками. Более того, я считаю подобный литературный ход огромной пошлостью и банальностью, как все изрядно вычурное и тошнотворно надуманное. Но все когда-то приходится в жизни пробовать, поэтому этот роман Теккерея я бы сравнил с красным, вовсе не крепким, не пьянящим вином, вкус которого, однако, довольно яркий, с долго длящимся, благородным послевкусием и заметными фруктовыми нотками. Вы уже почувствовали легкое отвращение от пошлости моего сравнения? Тогда начну понемногу, по паре слов раскрывать, от чего такое
желание выпендритьсяметафорическое сравнение.Вино – красное. Этим я хотел сказать, что роман Теккерея про Пенденниса очень яркий, образы, которые хотел донести до нас автор, удались ему на славу. В самом деле, каждое место, о котором мы читаем, внешность каждого персонажа, даже каждая лошадь в моем воображении получили свой облик и заиграли яркими красками так, будто бы я сам их всех видел. «Конечно, - скажут некоторые, - невелика заслуга - на почти тысяче страниц описать все красочно и ярко». Но парировать этому замечанию все же можно, поэтому перейду к следующему свойству.
Вино – легкое, совсем не крепкое. Несмотря на внушительный объем, книга читается очень легко. Вот мы смотрим на этот увесистый томик и думаем: «Ох, ё…». Однако, всего несколько строчек – и вот мы уже погружены в первую сцену романа, где майор Пенденнис сидит за столом, и внимательно знакомимся с его внешностью, нарядом и даже текстурой и материалом, из которого сделаны пуговицы на его жилете. Несмотря на то, что автор книги жил в позапрошлом столетии и по всему должен бы выражаться витиевато и неудобоваримо для современного читателя, язык, которым написана книга, воспринимается прекрасно, без каких-либо затруднений. И, нарушая принятый мной же порядок перечисления качеств вина, отмечу еще одно связанное с предыдущим.
Вино с долго длящимся, благородным послевкусием. Не знаю, был ли такой эффект у других читателей, а я ощутил его на себе в полной мере. Прочитав пару-тройку глав, я не без удовольствия осознал, что мысли в моей голове строятся по тем же принципам, что и повествование у Теккерея: плавно, изящно, без вычурностей вроде «не соблаговолить ли мне пожрать колбасы?», но и вовсе не простонародным языком. По крайней мере, вовсе не так, как я обычно выражаюсь в привычной для меня речевой ситуации.
И, наконец, фруктовые нотки. В романе про Пенденниса прямо-таки изрядное количество персонажей, по поводу которых можно изречь морально устаревший возглас: «Вот так фрукт!». Хороши практически все герои, описанные автором. Первый наш знакомый в этой книге, майор Пенденнис, являет собой весьма неглупого дядьку, который, хоть и тяготеет к высшему обществу, званым обедам и ужинам, высокопоставленным собеседникам, прогулками на безупречных скакунах, всего этого добивается, не вкладывая особых средств, да и, собственно, не имея их. Да уж, хватка у мужика - что надо! Каким-то его ментальным братом предстает и другой герой романа – капитан Костиган, примечательный своим обносившимся видом, неуемной тягой к спиртному, феерической любовью к воспоминаниям о собственном знатном роде, королевской крови и близком знакомстве с сильными мира сего. Этот персонаж тоже любит выпить за чужой счет, но это лишь потому, что своего личного счета не имеет, а заимев его, тут же с ним расстается, одаривая всех своих собутыльников выпивкой, деньгами и еще бог весть чем. Я, как и многие, был весьма очарован фигурой Уорингтона, который, как кажется, сидит в своей темной пещере и служит лишь для придания направления мыслям и поступкам главного героя, Артура Пенденниса. Уорингтон – этакий житейский философ, с четким представлением о тщетности и суетности очень многого в этом убогом мире. А какие у Теккерея женские персонажи! Мать Артура Пенденниса – настоящая квинтэссенция всех матерей. Она безоговорочно любит своего сына, каким бы он ни был, верит ему и в него, искренне радуется его успехам и сильнее него переживает из-за его неудач. В общем, мать. Или даже - Мать. Первая любовь Артура – леди Фодерингей. Как ловко она все же, прилагая минимум усилий, поддерживает пылкое чувство главного героя, а через некоторое время весьма удачно выскакивает замуж за другого! А Бланш? А Лора? А крошка-Фанни? Яркость большинства женских образов в книге, видимо, основана на том, что «История Пенденниса» - во многом автобиографический роман. Наверняка Уильям М. Теккерей каждую героиню писал с реально встретившейся ему на жизненном пути женщины (ох и бабник, наверное, был!). В общем, наш человек, этот Теккерей, что уж тут скажешь.
Главный же «фрукт» этого букета – сам Артур Пенденнис. Поначалу он инициировал у меня создание маленького кирпичного заводика, так как за поступки и мысли его очень хотелось немного поелозить лицом о неструганный стол. Но потом Артур стал нормальным себе таким товарищем, простым, как ты, простым, как я. Что уж говорить, рефлексия и дурная голова – прекрасный коктейль!
Вот и закончилась эта винная метафора. Из нее следует, что роман мне очень понравился, я с удовольствием его могу кому-нибудь порекомендовать для легкого чтения. Что ж, остановимся на этом утверждении и заречемся более не читать романы, которые, хоть и идут вполне себе легко, но польза от них – лишь приятно проведенное время и небольшой багаж представлений о довикторианской Англии.
65940