Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Darkness

Ragnar Jónasson

  • Аватар пользователя
    Аноним9 февраля 2025 г.

    Главное впечатление от этой книги - насыщенность. Удивительно, как много различных сюжетных линий и событий удалось автору поместить в небольшой, в общем-то, объем, не потеряв при этом ни в образах персонажей, ни в стройности архитектуры сюжета. А еще одна отличительная черта - не самая стандартная для скандинавских детективов героиня. В отличие от большинства описанных в них следователей, Хюльда Херманссдоуттир не занимается саморазрушением, не бежит от трагедий прошлого (хотя, как выясняется, их у нее предостаточно - и это занимает немалую часть книги), не имеет проблем с алкоголем, а ее немного социопатичное поведение - скорее реакция не неприятие коллег-мужчин, чем собственное желание существовать в одиночку. Хюльде скоро исполнится 65 лет. Когда-то у нее были муж и дочь, но и тот, и другая умерли - и теперь перед ней безрадостная перспектива выхода на пенсию и дальнейшей уединенной жизни в маленькой квартирке с воспоминаниями о счастливых, но ушедших моментах. Всего этого Хюльда очень боится. А тут еще и молодые коллеги наступают на пятки: несмотря на свой профессионализм и результативность, для них она - пережиток прошлого, ископаемое, которое вскоре займет свое место в истории исландской полиции. Хюльда это чувствует, что ее сильно угнетает.

    Вообще, для меня линия ее рефлексии тут оказалась куда более значимой и важной, чем, собственно, детективная линия, которая Йонассону тоже вполне удалась. Прощание с профессией, которой отдал всю жизнь, решение о том, как провести следующий отрезок этой жизни, где итогов теперь больше, чем планов - через такое приходится проходить большинству людей, однако столь богатому эмоциями и важными осознаниями рубежу в литературе уделяется гораздо меньше места и внимания, чем скажем, первой любви или превратностям супружеской жизни. Как-будто с определенного периода люди становятся невидимыми для общества, словно умирают при жизни, уходя на периферию социального существования, как некогда любимая и нужная вещь отправляется в ссылку на чердак - до окончательного решения об утилизации. Мне кажется это несправедливым, потому что финальный отрезок жизни интересен хотя бы тем, что он полон опыта - эмоционального, физического, жизненного. Йонассон выбирает именно такую героиню, демонстрируя то, какой может быть жизнь в этом возрасте, показывая, как много в ней остается места эмоциям, надеждам и мечтам.

    Сюжетной линии я, по понятным причинам, могу уделить внимания гораздо меньше - сложно описывать детективы, не расстроив читателя рецензии спойлером. Хюльда, которой остается работать буквально две недели, берется за дело не просто довольно очевидное, но и давно отправленное в архив. Молодая женщина, беженка из России, найдена мертвой в бухте неподалеку от Рейкьявика. Понятно, что это самоубийство - она попросту утопилась, а потом тело швыряло волнами о скалы и выбросило на берег. Понятно же потому, что убийства в Исландии вообще - редкость, а если и происходят, то их мотив слишком очевиден. Тем более, что беженцы - контингент особый, проблемный и чуждый, резоны свести счеты с жизнью у любого из них могут оказаться самые разные. Так что никто не будет заморачиваться с вердиктом. Особенно, если следователь сильно торопится домой после работы и не горит желанием вникать в мелочи, как, например, Александр, коллега Хюльды. Но сама она - человек другого сорта. Не слишком обремененная повседневной рутиной, имеющая достаточно времени для размышлений о себе и других людях, Хюльда обращает внимание на детали, которые остальным кажутся незначительными не только на первый, но и на второй взгляд. Правда, такая излишняя внимательность в условиях полного равнодушия Системы, может стоить и жизни.

    12
    263