Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
yulyachernysheva037 февраля 2025 г.выносящее мозг многослойное повествование о создателях и владельцах одной проклятой скрипки.
Первое, что хочется написать, что эта книга не похожа ни на что, что я когда-либо читала ранее. Вы носящим мозг потоком лихорадочного сознания и совершенно хаотичной манерой построения повествования, правда, без инструкции по сборке, в какой последовательности стоит читать главы, чтобы всё рассказываемое имело хоть какой-то смысл, так что читателю приходится распутывать весь этот адский клубок времён и персонажей самому.
Первая половина книги самая сложная, именно на этой отметке большинство захочет сойти с дистанции, не закончив марафон. Автор обращается с читателем крайне немилосердно, сразу и без каких-либо предупреждений бросая его из одного века в другой, обрывая предложение ровно посередине, не дожидаясь даже нового абзаца — вот герой мирно осматривает с девушкой достопримечательности, — и вдруг — откуда не возьмись, — ты переносишься в немецкие лагеря Второй мировой войны, диалоги также часто несут в себе сюрреалистический и абсурдный характер, разбиваясь на множество разных эпизодов и персонажей, повествование иногда напоминает записки сумасшедшего, который всё время сбивается и начинает бредить, прерываясь на многочисленные вставные истории-эпизоды, а действующих персонажей из разных эпох ТАК МНОГО, что в конце книги пришлось разместить список на несколько страниц. Вторая половина книги совсем не легче, просто ты уже втянулся и потихоньку начинаешь понимать события первой части романа.
Отчасти впечатление не обманывает — герой старается успеть излить на бумагу всю свою жизнь, пока беспощадная болезнь навсегда не стёрла из головы все воспоминания. Что тебе не даёт бросить всё это сумасшествие? Безумная красота написанного.Главный герой романа — Адриан Ардевол — выходец из привилегированного семейства, музыкант, философ, полиглот, владеющий 13 языками, который всю жизнь страдал от деспотизма сурового отца, хотевшего вырастить из своего единственного сына гения-полиглота, а мать хотела, чтобы он стал скрипачём-виртуозом. Пытаясь угодить всем и страдающий от недостатка родительской любви, Ардевол компенсировал своё одиночество своей страстью к изучению языков и философии, а также унаследовал от отца страстное желание обладать различными ценными предметами искусства.
Главной ценностью семьи, где имел неосторожность родиться Адриа, является старинная скрипка «Виал» Сториони, — единственная, у которой есть своё собственное имя. Скрипка совсем не простая, несёт в себе очень тёмную историю и не принесла ничего хорошего НИ ОДНОМУ своему владельцу. Из скрипки погибает отец Адриа, Феликс Ардевол, который не очень честным путём купил её у одного нациста, из-за скрипки Адриа по роковому стечению обстоятельств ссорится со своей возлюбленной Сарой, а также часто ссорится со своим другом Бернатом, тоже виртуозным скрипачём, который всегда втайне завидовал своему другу.
В книге сложно выделить симпатию к кому-нибудь. Все герои по-своему испорчены и по-своему прокляты. Ни один из героев не удержался от недостойного поступка, свербящей занозой засевшим в памяти, каждый оказывается в плену своих комплексов, убеждений, семейных обещаний, амбиций, которые мешают им быть счастливыми, но не сочувствовать им просто невозможно, из-за чего книга для восприятия безусловно очень тяжёлая.5532