Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним18 апреля 2015 г.На самом деле это снова будет скорее отзывом для себя, чем рецензией. После прочтения очень много мыслей. Итак, начнем по порядку. И, да, осторожно СПОЙЛЕРЫ!
Читалось произведение нелегко и иногда откладывалась на некоторое время, чтобы снова вернуться. На протяжении страниц 300 практически ничего не происходило. Нет, т.е. что-то конечно было, но в настолько неторопливом темпе, что снова приходилось делать небольшие перерывы. Зато потом вдруг стало ясно для чего все это было написано. За счет первой тягучей части, вторая получается намного контрастнее и трагичнее. Очень явно и реалистично показан переход от мирного времени Парижа к началу войны. То напряжение, с которым французы ожидают объявления войны, дребезжащее затишье перед неминуемым, и отплывающие в Америку пароходы, на которые ты никогда не сможешь попасть, как захлопывающаяся дверь клетки перед глазами. Ну и само начало войны. Все пропитано такой мрачностью, чувством неизбежности и неминуемости, и молчаливым горьким смирением с предстоящими ужасами. Как будто стоишь на судне. Оно неисправно, в нем уже куча брешей и опасностей, но у тебя все равно есть хоть какая-то почва под ногами. И вдруг тебя кидают в черные опасные клокочущие волны. Сперва ты думаешь, что ты погиб, а потом понимаешь, не опаснее ли было оставаться на том самом судне, которое все равно ушло бы под воду, захватив тебя с собой или погубило бы тебя еще до этого, своей сломавшейся упавшей мачтой. Я что хочу сказать, война - это ужасно, но даже здесь для Равика появились какие-то плюсы. Теперь его точно не выдадут немцам по крайней мере.
Еще, при прочтении мне почему-то казалось, что главная линия это все-таки его прошлое, тема мести и прошлой любви Равика, которая вплетена в тему любви с Жоан. Даже несмотря на то, что линии уделяется второстепенное место, это настолько важная часть жизни Равика, что на втором плане она ну никак не может оставаться. И опять-же, после завершении этих двух важных этапов (смерть Хааке и Жоан) особенно остро чувствуется переход к войне, абсолютно новая глава в жизни Равика. Перст судьбы или как это еще назвать?)))
Вообще потрясающе показан психологизм и уклад жизни людей. Мальчик Жанно с отрубленной ногой, не по возрасту рассуждающий, сколько он может добыть денег за счет своего увечья и как этими деньгами распорядиться. Люсьена и коновалка Буше, старый негодяй Дюран, снобка и брюзга Эжени и добрейший Вебер. Очаровательная, прелестная Кэт Хегстрем (чуть не забыла про нее).Ну и мой любимый Морозов! Мудрый, проницательный и по-отечески заботливый и верный друг. Ну и наконец Равик с Жоан. Жоан...Я изначально очень осторожно относилась к ней. Актрисы в книгах обычно те еще невростенички, но была надежда. Правда была. Даже когда она выкинула свой первый па, я все еще уговаривала себя "Ну, ладно, ну бывает, ну все мы истерим переодически, ну подумаешь поехала с какими-то мужиками на катере, ну что теперь" Но потом это начало превращаться в отвратительные концерты, откровенно дешевые манипуляции и во все то, что я так не люблю в женщинах. Фу-фу-фу! Но наверно только такая неуравновешенная женщина могла разбудить Равика от его каменной спячки, сдвинуть с мертвой точки после событий прошлого. Хотя все равно конец Жоан вполне предсказуемый. Ничего удивительного, что после таких концертов ее пристрелили. Пусть даже и случайно. Но в последней сцене прощания я ее все-же великодушно простила.
А вообще герои у Ремарка очень похожи, по крайней мере в тех книгах, которые я прочитала. Сердцевина у всех одна, только реализовывают они себя по разному. Неимоверная женственность, чувствительность и хрупкость героинь, у кого-то она перетекает в самоотверженность и смирение (Пат "Три товарища"), а у Жоан в попытки манипулировать мужчинами через эти качества. Закрытость, стойкойсть и некоторая меланхоличность у главных героев, любовь к выпивке и звание "своего человека" в публичных домах. Но несмотря на всю схожесть, интерес к романам Ремарка ничуть не ослабевает.
Книга сильная, вдумчивая. Практически на каждой странице можно найти целые блоки цитат. И самое удивительное, при прочтении все высокопарные диалоги героев и описания почему-то мне совсем не кажутся пафосными и патетичными. Как будто люди действительно говорят такими пестрыми оборотами и в этом ничего странного нет. И на протяжении всей истории чувствовался дух какой-то тщетности бытия что ли, довлеющей мрачности. Но не смотря на это, книга мне определенно понравилась. Сегодня это 3+, завтра впечатления дорастут до 4. Вот как-то так)))
329