Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    AnnaUdalykh6 февраля 2025 г.

    Плюс одна книга в моем личном рейтинге «Лучше этой книги ничего уже не может быть».

    И которая впечатлила меня настолько, что я пишу рецензию.

    Год назад началось моё знакомство с творчеством Донны Тарт. Это была «Тайная история». Читалось долго, но впечатления о книге не отпускали еще дольше. Мне казалось, что лучше уже ничего быть не может. И вот я взялась за «Щегла».

    Сюжет поглотил меня с первых страниц. Теодор Декер потерял мать во время теракта в музее, но сумел вынести (читай – спасти) шедевр мирового искусства – единственную сохранившуюся картину Карела Фабрициуса «Щегол». С того момента жизнь мальчика переворачивается с ног на голову – приемная семья, воссоединение с отцом, появление крайне эксцентричного друга… Впрочем, постараюсь не спойлерить, лучше прочитайте всё сами. А я поделюсь своими мыслями.

    Повествование в книге ведется от лица Тео Декера, который, стоит отметить, не самый надежный рассказчик. Свою историю нам рассказывает человек обиженный на свою судьбу, обвиняющий себя в смертях близких, разочарованный и разбитый. Кажется, что целый мир обозлился на него. В последних главах мир Теодора открывается нам с другой стороны. Выглядят они, кстати, как выписки из его дневника (оказывается все это время велся дневник). И вот перед нами не парень, которого хочется пожалеть, а мошенник, лжец и трус, законченный наркоман и алкоголик. Да, он сильно сломан, но ему нравится это состояние. Свои зависимости он толком и не признаёт. Он постоянно ищет смерти. Он переживает из-за картины, но не спешит её возвращать, ведь это его маленький секретик, это делает его особенным, превосходящим всех остальных. Намеки на истинную сущность Теодора нам дают многие персонажи (Борис неоднократно!), но их будто бы не хочешь замечать. На меня это озарение сошло уже после прочтения. К концу книги в его душе всё таки происходит этот «огромный сдвиг» и его равнодушие сменяется неравнодушием. Концовка истории Теодора остаётся открытой, но очень хочется верить, что он со всем справится и найдёт свои ориентиры на пути к счастью.

    Кстати, Борис Павликовский, друг Теодора, это совсем другое дело. Да, от такого мальчика в школе вы 100% стали бы держаться подальше (хотя как знать). Он признаёт свои пороки, видит их в близких, но не отворачивается от них, искренне стремится помочь и помогает, чего бы это ему не стоило. Борис сумбурный, он тоже вор и тоже лжец, но я прониклась к нему симпатией. Еще хочу отметить персонажа Хоби. Он питает к Тео отцовские чувства, заботится о нём. И что удивительно, он явно замечал наклонности и пороки Тео, но всё равно доверял ему и прощал. В принципе каждый персонаж романа самобытный, проработанный и не оставляет равнодушным.

    «Щегол» читаешь запоем, боясь упустить важную деталь. К нему хочется вернуться через пару лет, чтобы снова окунуться с головой, влюбляться и разочаровываться, и находить для себя что-то новое.
    О чем же книга? Она о любви и об искусстве. Художники, скульпторы, реставраторы вкладывали всего себя в творения, которые через века озаряют жизни людей своим светом, помогают справиться с трудностями, вынести всё и идти дальше. И сохраняя, оберегая, передавая их из рук в руки, мы буквально сохраняем и бережем их любовь. Возможно, в этом и таится глубокий смысл жизни? В том чтобы хранить что-то над чем не властны ни смерть, ни забвение.

    12
    389