Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мэнсфилд-Парк

Джейн Остен

  • Аватар пользователя
    youdonnowme18 апреля 2015 г.

    Ну что мне сказать. Уж очень у меня неоднозначное отношение к этому роману. Блестящее произведение Остин, которому, при всех раздражавших меня моментах, я не смогла поставить меньше четырех. При всей его местами томительности, резонерстве, при всех моих душевных мятежах, вызываемых рядом эпизодов и персонажей и - неприязни к главной героине.
    Взяться за "Мэнсфилд-Парк" меня спровоцировала биография Джейн Остин, точнее, интригующие комментарии к этому роману как биографа, Клэр Томалин, так и ряда критиков, чьи отзывы она приводит. Оказывается, кое-кто из критиков недолюбливает Фанни Прайс и утверждает, что, если по-честному, автору не удалось убедить читателей в том, почему они должны предпочесть ее Мэри Крофорд. Мэри - "умница и прелесть", персонаж яркий и исполненный обаяния, а вот Фанни - (!) изрядная зануда. Как, чтобы критики настолько расходились во мнениях относительно героев романа, да не в тонких материях, а прямо-таки в том, кого считать положительным или отрицательным, или чтобы мнение критиков входило в такое противоречие с авторским замыслом?? Как было после этого удержаться и не составить собственное мнение? И вот роман прочитан - а вот впечатления.

    Пространные рассуждения

    Кое-что в"Мэнсфилд-Парке" лично у меня рождало бури протеста. Ну вот, скажем, рассуждения сэра Томаса о том что "своевольная независимость в молодых женщинах особенно предосудительна и отвратительна" (цит. по памяти). Со стороны автора, создавшего Элизабет Беннет, вложить такое в уста положительного персонажа, который в книге служит даже своего рода моральным ориентиром, - это невыносимо разочаровывает. Однако, стоит дочитать до конца, и уже не кажется, что автор вполне разделяет взгляды сэра Томаса на воспитание. То, как сложились его отношения с дочерьми и к чему это привело, заставляет эти его слова в начале книги звучать библейским предостережением: отцы, не раздражайте детей ваших!

    Впечатление второе: ряд эпизодов с участием Фанни вызывает чувства, которые лучше всего передает жест и термин "фейспалм". Она к месту и не к месту трепещет, опасается и терзается. Ее внутренние монологи даже против воли порой наводят на мысль о лицемерии.
    И да, выяснилось, что Фанни я все-таки не люблю. Во-первых, для нравственного идеала она уж слишком склонна к осуждению. Замечу в скобках, не так сложно "избегать порока" человеку, от природы наделенному темпераментом Фанни: ее боязливостью, интроверсией, серьезностью. Она, без сомнения, человек высоких нравственных качеств (каковыми нельзя не признать, например, умение быть благодарной и заботиться о других, бескорыстие и неконфликтность), но склонность осуждать делает ее человеком не слишком приятным. Если говорить об идеале, к нему, на мой взгляд, гораздо ближе Мелани Уилкс ("Унесенные ветром"), находившая оправдание хотя бы и для падших женщин и искренне, без усилий, видевшая лучшее в людях.

    Фанни персонаж правильный, но уж слишком лишенный нормальных человеческих слабостей. Надо ли удивляться, что все (в том числе критики) предпочитают Элизу Беннет, чей вовсе не напоминающий святую характер намного лучше позволяет проникнуться ее высокими нравственными качествами. Фанни же любит исключительно то, что ей полагается любить, то есть природу и серьезные книги, например, по истории. Ей разрешается испытывать недовольство своей семьей и домом в Портсмуте, но полагается благоговеть перед дядюшкой и тетушкой.
    Я не совсем понимаю, в чем разница между матерью Фанни - плохой хозяйкой и прочее - и теткой, которая за всю жизнь не ударила пальцем о палец ни ради кого, включая собственных детей. Ну кроме разницы в материальном положении и статусе мужа. И от этого мне так трудно понять порицание Фанни матери и безграничный пиетет перед тетушкой (такая сильная благодарность? ну разве что).

    Вдобавок, на мой взгляд, Фанни не хватает умения быть честной с самой собой. Она не то чтобы не испытывает негативных чувств, она как будто страшится их испытывать и не позволяет себе хотя бы перед самой собой в них признаться. Так же, как и в своей любви к Эдмунду: она, оказывается, не считала себя вправе даже допустить подобную мысль! Влюбленная девушка в 18 лет. Tell me about it. На этом фоне "вина" Мэри Крофорд как раз в ее искренности, в том что та позволяет себе открыто говорить то, что думает. И этого не может вынести ни Эдмунд, ни Фанни. А ведь в суждениях Мэри нет ничего ужасного - в чем-то они не лишены здравости, а в чем-то страдают общечеловеческими болячками: тщеславием, стремлением к выгоде и лучшей жизни. Нет, добродетельная Фанни не слыхала о том, что у людей есть грехи и слабости.

    Но, если задуматься, все это недостаточные основания для такой антипатии, какую порой вызывает Фанни. Думаю,
    дело тут в том, что она - "человек в футляре", а с такими людьми окружающим всегда непросто. Я, признаться, злорадно хихикнула, прочтя такой отзыв критика: "Даже представить себе, что вы приглашаете мистера и миссис Эдмунд Бертрам провести с вами вечер и то нелегко." Сказано метко: и впрямь в компании таких людей у вас вряд ли получится непринуждённо поболтать за чашкой чая. Будет казаться, что к вам пришла с визитом комиссия по нравам.

    Потому что и Эдмунд к концу книги уже порядком раздражает. Мальчишкой он был мне очень симпатичен, будучи единственным, кому пришло в голову поддержать несчастную девочку, оказавшуюся в чужом и не слишком теплом доме. Так было и во время "театральной эпопеи", когда он производил впечатление достойного и симпатичного парня - с твердыми принципами, но живого, здравомыслящего и нормального, даже не без чувства юмора - в общем, по сравнению с той же Фанни, был более похож на человека, чем на ангела во плоти. Но то ли возвращение отца вкупе с чувством вины так на него повлияло, то ли Мэри так допекла его своим троллингом, что к концу книги это уже довольно пресный и чопорный персонаж - потенциальный уважаемый член пуританской общины. Да еще эта его слепота, с которой он посвящает влюбленную Фанни во все подробности своих отношений с Мэри, заставляя читателей выносить несколько лишних страниц Фанниных терзаний. И раздражающая склонность их обоих смешивать личные чувства и нравственность: поначалу для Эдмунда Мэри была ангелом, что бы ни говорила, но как только стало очевидно, что им не судьба пожениться, у него сразу раскрылись глаза на всю ее испорченность. Реакция же Фанни на разрыв Мэри и Эдмунда ("друзья ее испортили? или это она развращает их?") - потрясающий пример женской ревности и мелкого злорадства, принимаемого за праведное негодование.

    И все-таки... Все-таки. Несмотря на все вышесказанное, я не могу по чистой совести согласиться с тем, что образ Фанни - это неудача Остин. Он создавался с конкретной целью, и нельзя сказать, что эта цель не была достигнута. В той же биографии прочла, что создавался роман в "эпоху регентства", когда нравы в лондонском свете, начиная с королевского двора, чистотой не блистали, многим вельможам недоставало обычной порядочности. И может быть так оно и следовало, создать образы идеальные, подчеркнуто проникнутые вопросами нравственности. Судя по всему, вопросы эти на тот момент серьезно ее волновали. Я слишком уважаю леди Джейн, чтобы поверить, что ей изменили знание людей или здравость суждений - тем более, что ее блестящий интеллект превосходно проявляется и в этой книге.

    Очевидно, что будь Фанни чуть менее правильной и более живой, авторское послание усваивалось бы эффективнее. Никому не нравятся люди, которые существуют вечным укором для окружающих. Это грустно, но характерно, что откровенный порок не так отталкивает людей, как занудство в паре с непогрешимостью. Пройдет немного времени, и в английской литературе герои, подобные Фанни и Эдмунду уйдут в прошлое, уступив место совсем другим: ироничным, со склонностью к парадоксам, умеющим смеяться над собой (и над другими) и с лёгкостью признаваться в собственных недостатках. Но от этого наличие в ней образов, подобных Фанни и Эдмунду, нельзя назвать бессмысленным и лишенным ценности. Я не умею лучше сказать, но почувствовала это на себе. Как бы я ни была настроена искать недостатки у Фанни, мне пришлось признать, что большинство ее поступков и мыслей не лишены правоты. И вот что поразительно: образ Фанни все же повлиял на меня (тем более, что читала я роман Великим постом). Даже просто задуматься о нравственных вопросах, поспорить с собой и с автором и что-то не принять, но хотя бы подумать об этом уже полезно. Я обнаружила, например, что мне не хватает сдержанности, а избыток эгоизма кое-в-чем мешает жить. В очередной раз спасибо, леди Джейн.
    ___________________________________
    Ну да, рассказывайте.

    10
    272