Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Табия тридцать два

Алексей Конаков

  • Аватар пользователя
    Аноним5 февраля 2025 г.

    Это тонкая сатира!

    Книга про тонкий троллинг теории «выдуманных сообществ» Андерсона на фоне родных берёзок и осинок.


    – Так и есть, – ввязался в обсуждение и Кирилл. – Еще Бенедикт Андерсон отмечал, что любая нация – «сообщество воображаемое», что она производится ex nihilo – главным образом посредством школьных уроков и утренних газет. И потому шахматы не просто «полезны» – они необходимы, они – стержень конструкции, то, вокруг чего происходит сборка «воображаемого сообщества» россиян. Не будет шахмат – не будет России.

    Приведу пример эталонного «выдуманного сообщества» по Андерсону. Французская нация как мы её знаем родилась в результате великой французской революции, до этого её не существовало. Были какие-то бретонцы, гасконцы и бог знает какие окситанцы, плюс разные сословия, все они ни сном ни духом что они - французская нация. Революционная элита Франции создала нацию с помощью конструирования неких «священных камней» и гильотины. Для большей части французов «священные камни», это французский язык, Жанна д’Арк, разрушенная Бастилия, марсельеза, Наполеон, «свобода, равенство, братство», революция и т.д. Гильотиной поубивали/запугали всех кто открыто не хотел верить в эту выдуманную реальность, я слышал что до 5% населения Франции пало жертвой революции. Без слёз и крови политическую нацию не создать, она не склеивается. Этими жертвами и гением революционной элиты это выдуманное сообщество обрело реальность в виде политической нации. Нация дала множество преимуществ Франции, например призывную массовую армию, немыслимую до этого. И французы при Наполеоне реально умирали за своё «выдуманное сообщество», захватили европу, дошли до Москвы, французский язык на какое-то время стал языком международного общения и самой передовой науки.

    При Романовых наша элита очень захотела создать политическую нацию как в европах. Это вечное наше проклятие, мы всё время мечтаем вырастить оливки древнегреческой демократии в нашей тундре и искренне верим что в этом и есть прогресс и развитие. Были выдуманы наши «священные камни», например вместо французского «свобода, равенство, братство» Уваров выдумал забавный косплей под названием «православие, самодержавие, народность», был придуман ещё некий «народ богоносец» и прочая приятная царю дичь. Народ то наш может и богоносец, да только какое к этому имеет отношение элита и РПЦ? Отрубать головы несогласным, как в великую французскую революцию или как в Англии вешать/рассылать по колониям всех не вписавшихся - у нас не решились, народу и так маловато, да и буйный у нас народ, газет не читает, тут только начни и бог знает до какой смуты может дойти. Тогда же самозародился наш важнейший «священный камень» - литература. Сначала царская элита и интеллигенция создавала это «выдуманное сообщество», а потом и сама уверовала в него. Потом, в 1917 году для элиты было страшным шоком что «народ богоносец» сам рушит церкви и царя не очень то жалует. Розанов тогда метко написал про это: «Россия слиняла за три дня». Выдуманная Россия слиняла и правда в три дня, как будто её и не было никогда.

    Потом, у нас началась новая эпоха и мы начали строить новое «выдуманное сообщество» под названием «советский народ». Но опять же, никаких репрессий в 5% населения Ленин не решился делать. Зато были переработаны наши «священные камни». Например очень удачно было что Ленин с Луначарским любили русскую литературу и заставили всех школьников страны читать то что раньше не каждый дворянин читал. А какие-то «священные камни» были крайне неудачные, типа вездесущих памятников и портретов Марксу и Энгельсу, большая часть народа вообще не понимала чем для них священен Карл Маркс. Или взять научный коммунизм, научный атеизм и прочую странную дичь, с ними тоже получилось плохо. А потом, в 1991 году, уже ленинская Россия снова «слиняла за три дня», как будто её и не было никогда.

    Теперь, после 1991 года, мы вроде как тоже строим новое «выдуманное сообщество», правда оно пока мутноватое какое-то, недооформленное и мы скорее по инерции ещё считаем себя единой нацией и это постепенно истончается в нас. А может мы уже и не строим никакой новой нации. «Священных камней» у нас сейчас нет совсем никаких. Ну разве что ещё есть литература, но кто её сейчас читает? У нас нет ни одной исторической личности или события которое бы наш народ принимал за безусловно священное, мы во всех точках «дом разделённый». Конечно есть идея потребления, но это слишком слабая скрепа, за неё не пойдут умирать. Возможно наша элита так поняла древнеримскую формулу «разделяй и властвуй» и поэтому решила что если у нас везде будет «дом разделённый» то так комфортнее манипулировать этим обществом — оно ведь уже не взбрыкнёт, но проблема в том что такая шизо-нация крайне неустойчива при кризисах и войнах. Как итог, при этой новой нации случилось ранее невиданное в истории России: впервые с началом войны с западом у нас очереди не в призывные пункты, а на Верхний Ларс.

    Можно провести несколько параллелей с днём сегодняшним. Сейчас у нас засилие квадратно-гнездовой технократии, в романе тоже засилие шахмат. Сейчас мы отправляем ресурсы на запад и не развиваем почти ничего высокотехнологичного, в романе тоже так. Сейчас мы вопреки всему пытаемся убедить западных партнёров что мы предсказуемы и договороспособны, в романе так же. Сейчас переписывают историю на наших глазах и в романе так же. Сейчас власти не жалуют классическую русскую литературу потому что она часто слишком левая и слишком про социальную справедливость, в романе эту литературу вообще запретили.

    Автор книги решил проблематизировать этот проклятый вопрос нашей истории, он решил довести саму идею «выдуманного сообщества» в России до предела, до гротескного прикола. Он взял откровенную ерунду (в данном контексте) типа шахмат и придумал «выдуманное сообщество» на их основе. Получилась невероятно талантливая и смешная реалистичная шиза! Очень реалистично прописано множество деталей, взаимосвязей и противоречий совсем уж нарочито «выдуманного сообщества». Есть культура, история, новояз, пословицы и поговорки. Только вместо нынешнего ярого отрицания советизма тут уже яростное отрицание русской литературы и замена её на какую-то квадратно-гнездовую белиберду из шахматных ходов:


    Каисса, люди снова полюбили библиотеки! – потому что знают: на книжных страницах их ждет не дурман путаных рассуждений о страдании и смерти, но чистая, почти невесомая красота человеческой мысли, собрания геометрических сюит и симфоний, дивный лес бесконечно ветвящихся вариантов, в которых так сладко блуждать, которые так интересно обсуждать.

    Положим, литература и в принципе не слишком интересное искусство, но я, например, с удовольствием перечитываю многих европейских авторов. Взять хоть Джейн Остин: ясность, внятность, соразмерность; вроде бы простые, но при этом полные скрытого яда ходы – «It is a truth universally acknowledged, that a single man in possession of a good fortune, must be in want of a wife»[6] – как лучшие партии Анатолия Карпова! Или Флобер: стилистически отточенный, разящий наповал реализм, напоминающий манеру зрелого Роберта Фишера – «Nous étions à l’Étude, quand le Proviseur entra, suivi d’un nouveau habillé en bourgeois et d’un garçon de classe qui portait un grand pupitre. Ceux qui dormaient se réveillèrent, et chacun se leva comme surpris dans son travail»[7]. Вот действительно – шедевры! А что такое, скажем, Достоевский? Поединок пьяных второразрядников, которые путают короля с ферзем, забывают правила рокировки, роняют на пол фигуры и в конце концов лупят друг друга по головам – доской, часами, шахматным столиком. И хорошо еще, если рядом не окажется топора.

    Есть нецензурщина:


    «Priezjay ko mne, detka, budu tebia e5!»

    Лирическая квадратно-гнездовая мечтательность:


    Наконец-то выход из всех цугцвангов и анабиозов! Весна, что твоя проходная пешка, марширует к победе, и ничто не в силах остановить ее марш. Снова суета, толкотня, планы проснувшейся жизни. Вечер ласков и густ, и зачем в нем какая-то наука, какая-то культура, какая-то политика, когда надо просто пойти гулять? Дышать сумерками, прислоняться к деревьям, смотреть, как сидят на железных крышах облезлые коты, как сияют над Смольным собором огромные звезды, как во всех парках города пенсионеры, милиционеры и студенты-младшекурсники играют в шахматы (пуля, блиц; мельканье рук и фигур; падение повисших флажков). «У кого слоны, тому принадлежит будущее», учили классики, и Кириллу кажется, что сейчас он владеет всеми слонами мира. И мир этот прекрасен.

    Даже любовь выражается в квадратно-гнездовом:


    Ретроанализ (раскручивание назад цепочки сделанных ходов) позволял прийти к выводу, что благодарить за нечаянную радость знакомства следует a) сухаря Абзалова и b) отвратительный петербургский климат.
    (Ою-ею, молодые страсти, потолок покрасьте, давай сначала ты сверху, а потом рокируемся, улыбки, съедаемые вместе с поцелуями, хитрые комбинации, долгие маневры, тихие ходы, плеск вина (дешевого, дрянного на самом деле), что теперь, финальная перемена положения, в эндшпиле, учил доктор Тарраш, обязательно ставьте ладью сзади пешки, не опоздать бы на пары, но сколько же у тебя сил! Затем курить (тоже дешевые, дрянные папироски). Лежа на клетчатом покрывале, болтать о любом, о всяком.)

    Есть смешное извращённо-подпольно-вольнодумное диссидентство в виде «шахмат-960».

    Мне было очень смешно читать, непревзойдённая сатира. Пичалька в том что мы в каком-то смысле живём в такой же реальности, а может ещё более комичной. Если вас не отталкивает политота, то книжка гениальная, автор буквально на коленке создал реалистично выглядящую новую политическую нацию!

    Содержит спойлеры
    6
    280