Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девять эссе о Данте

Хорхе Луис Борхес

  • Аватар пользователя
    Аноним17 апреля 2015 г.
    Исследовать предшественников - не значит предпринимать постыдное дело юридического или полицейского характера; это значит - пытаться выяснить движения, поползновения, приключения человеческого духа в прошлом и угадать предвестников будущего, тревожных и радостных.

    Борхес удивительная личность! Это первое, что мне приходит на ум после прочтения очередной его книги.
    Редко кому из эссеистов удается завлечь в мир своих мыслей и удержать в этих лабиринтах читателя, как это делает Борхес. Он ненавязчивый, он многогранный и лучистый, как... нет, даже не бриллиант, ибо бриллиант ослепляет, а Борхес мягко освещает все темные закоулки тех троп, которые исследует. Он как свеча, именно как свеча. Не могу объяснить откуда у меня такие ассоциации, скажу только одно - творчество Борхеса станет таким же вечным, как свеча. Есть достаточно источников света, но свеча... В ней таинство и магия, и этого не объяснить.

    В этом небольшом произведении Борхес сумел проникнуть в сновидение Данте. Он как искусный толкователь развел руками туман и дал обычному читателю (в данном случае мне) разобраться (хотя бы частично) в "Комедии" и с искренним восторгом сказать вслух "так вот оно что!".
    В первом эссе Борхес касается сюжета сна Данте об Аде - это четвертая Песнь, (а именно Благородный замок четвертой песни) где Вергилий объясняет Данте причину вздохов, доносящихся отовсюду - почему в этих стонах столько скорби, но нет боли. Тут же Данте приветствую четыре призрака и ведут в свое вечное пристанище - в замок, окруженный семью стенами


    Взгляни, - промолвил мой учитель славный. -
    С мечом в руке, величьем осиян,
    Трем остальным предшествует, как главный,

    Гомер, превысший из певцов всех стран;
    Второй - Гораций, бичевавший нравы;
    Овидий - третий, и за ним - Лукан.

    Цифра семь тоже символ и он объясняется, как и появление теней библейских персонажей и античных героев, которых видел Данте с холма, и напоследок причина, из-за которой четыре великих Поэта оказались в Аду...

    Остальные восемь эссе настолько же прекрасны! Они завораживают простотой и доступностью. И главное, читатель не чувствует себя на скучной лекции. Это девять волшебных неторопливых бесед с потрясающе мудрым человеком, который раскрывает всего себя, дает возможность вступить в мир его ощущений и чувств -в мир, созданный на почве очарования.
    А ведь Борхес на самом деле был очарован "Комедией". Он сам говорит об этом с той особой чувственностью и благоговением, которые присущи влюбленным и только им. Для Борхеса "Комедия" - это не просто увлечение и научные раскопки. Он влюблен в это произведение и вы обязательно это почувствуете, слушая его бесподобные беседы. А под рукой непременно должен быть бумажный экземпляр "Божественной Комедии". Без этого невозможен полноценный эффект.

    32
    354