Рецензия на книгу
Красные цепи
Константин Образцов
Аноним5 февраля 2025 г.Первая часть цикла. И тот удивительный случай, когда цикл оказался совсем не тем, чем казался. И, положа руку на сердце, если бы я знала, что к третьей книге Образцов скатится к той посредственной трешанине, к какой он скатился, я бы не стала и начинать.
«Красные цепи» - это история Родиона Гронского, который внезапно осознал, что его представления о мире сильно отличаются от происходящего в этом самом мире, где смертельно больные девочки почему-то не умирают, а по ночам по городу бегают непотребные сущности, убивающие молодых женщин самым изуверским образом.Гронский – в прошлом сотрудник некой конторы, очень уж напоминающей организацию «Вагнер» (все совпадения случайны). От дел Конторы он отошел и нынче является похоронных дел мастером, но отошел как-то на пол шишечки, так что в критический момент ему придется подтереть сопли и обратиться за помощью к бывшему наставнику и учителю.
Чтобы Гронскому было не скучно, помогать ему будет Алина Назарова – суд-мед эксперт. И если Гронский будет всем собой отвечать за метафизику, то рациональная девушка Алина будет руководствоваться логикой и знаниями, и очень неохотно будет слушать истории о том, что в мире помимо науки, есть чернокнижники и алхимики, эликсиры и прочее.
Это история про древнее зло вампирской наружности, окопавшееся в славном городе на Неве и принявшее облик совершенно безобидных его обитателей. И проблема даже не в том, что раз в месяц это Зло требует свежей крови для проведения ритуалов, но в том, что помимо творимых бесчинств и убийств, это самое Зло разлагает всё, до чего может дотронуться. И тут не очень важно, коррумпирует ли оно чиновников, разлагает медиков, забывших про клятву Гиппократа, или сводит с ума обывателей, глобально это зло распространяет своё черное зловоние, отравляя атмосферу города.
Неплохая история. Эдакий «Эликсир сатаны» на минималках – даже захотелось перечитать Гофмана. «Красные цепи» - не готический роман, но при этом очень атмосферный. Мрачный Питер, колоритные персонажи, непонятная (а потом понятная, но это делу не мешает) хтонь. Всё это перемежается средневековыми хрониками, бандитскими разборками в духе «святых 90-х» и, в целом, написано неплохо. Легкий складный слог, клиффхэнгеры, расставленные в правильных местах, постепенное развитие сюжета. Очень, просто очень чувствуется, что автор – словесник. Уже потом, ознакомившись с его биографией, я не удивилась, что Константин Образцов закончил филфак, был учителем языка и литературы, потому что весь роман написан идеально литературно. И образы раскрываются логично и последовательно: где нужно персонажи притормаживают, где нужно – несутся вскачь. И сюжет двигается аккуратно и внутренне гармонично. Если у читателя по ходу возникают вопросы (у меня возникали, и некоторое время меня раздражало, что автор не спешит отвечать и играется с читателями, подвинчивая градус интереса), ответы на них непременно будут. Наверняка не на все, но на основную и базовую часть - найдутся.
Ну, и атмосфера жути будет клубиться, а напряжение до самого финала не спадёт. Добротный такой мистицизм и всё, что касается алхимической составляющей, герметизма, гримуаров, ассератумов и, в целом, методологии магии – всё неплохо.
Было то, что мне не понравилось. Во-первых, как на мой вкус, градус пафоса тут сильно выше среднего, и как только Гронский начинает вещать, сразу можно его слова пользовать для статусов во Вконтакте. «Родители стоят между нами и вечностью. Когда они уходят, мы остаёмся с вечностью один на один» или «Умирать обидно: как будто выходишь из кинотеатра, а фильм продолжается без тебя» - подобной высокопарной банальщины тут будет много.
Во-вторых, смакование чернухи и паразитирование на эмоциях. Этим страдает вся серия (не страдает, а наслаждается). Как по мне, подобное - худшее, чем может промышлять автор. Это - литературный вампиризм. Автор лихо расскажет про все переживания убиенных, про их горькие судьбинушки и печали и – непременно – про предсмертные страдания: читатель узнает всё про страх и про боль, и непременно должен будет преисполниться этим вот всем. Зачем? Ну, а фигли.
В-третьих, местами очень странные поступки действующих лиц. То охранники серьёзного заведения ведут себя, как цыплята. То сам Гронский – суровый брутальный мужик или скатывается в истерики, или начинает нести такую псевдофилософскую трешанину, что становится стыдно. То умные взрослые дяди начинают вести себя непрофессионально. То бандиты начинают грустить, о том, что недостаточно самореализованы.
При особом желании можно и в персонажах поковыряться и найти им «прототипы», но это уже на любителя.В целом, написано неплохо, интересно и увлекательно, и основной минус для меня был в том, что финал «Красных цепей» ухнул вникуда. Автор наобещал златые горы в конце первой книги (и задел на будущее был отличным), но вторая и третья части никаким образом это не реализовали.
5327