Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Оно

Алексей Слаповский

  • Аватар пользователя
    Santa_Elena_Joy5 февраля 2025 г.

    ֍ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПАРАДОКС, или СКАЗКА СКАЗОК ОБ ОЧЕВИДНОМ И НЕВЕРОЯТНОМ ֍


    «… выглядело Валько юношей, только очень тонким, женственным и миловидным. Такой восточный смуглый принц.»


    «Если бы он чувствовал себя принадлежащим к мужскому или женскому полу, но этого не было. Он ведь знал из книг, которые рано начал читать, что такое быть мужчиной или женщиной. Мужчины любят женщин и хотят с ними быть. И наоборот. Валько же не хотел быть ни с мужчинами, ни с женщинами, он не чувствовал ни к кому влечения.»
    (Алексей Слаповский. «Оно». 2006)
    «Он постоянно чего-то ждал — неприятного.»
    (Алексей Слаповский. «Оно». 2006)
    «— Это что такое? Ты кто?
    — Человек.
    — Ты кто, я спрашиваю? Ты юноша или девушка — или...?
    — Или.»

    (Алексей Слаповский. «Оно». 2006)

    Валентин и Валентина — два в одном флаконе — Валько. Природа может иногда ухмыляться в злобном оскале. От скуки ради — что ли? — являя на свет средний пол: ни он, ни она — оно.

    Гермафродиты рождаются крайне редко. В художественной литературе есть книги, повествующие о жизни и судьбе таких индивидов. Например, роман американского писателя греческого происхождения Джеффри Евгенидиса — «Средний пол», получивший Пулитцеровскую премию 2003 года.

    Это эпическое произведение о судьбе нескольких поколений греческой семьи. Счастливой их историю не назовешь … На фоне ассимиляции греков в американском обществе в Детройте, штат Мичиган, во время бурного индустриального подъёма города раскрывается судьба «выродка» — гермафродита Кэла, связанная с процессом признания своей мужской гендерной идентичности.

    А что предлагает своим читателям Алексей Слаповский в романе «Оно», написанном в 2006 году? Не пойдёт ли автор тем же путём, что и Евгенидис?

    **
    Отторжение. Инородное тело должно быть исторгнуто. Из организма — в целях его самосохранения. Из общества — в каких целях? Какую угрозу обществу несет человек, родившийся с половой аномалией?

    С самого начала романа мне стало страшно за главного героя. Это не Америка. Я не знаю на самом деле, как ТАМ живется людям. Это у нас. И я знаю, как живётся у нас. И я видела у нас гермафродита. Изгой, место которого на дне общества. «Оно» — так его и называли. И взгляд у него был — затравленный … Но тут же сменяющийся вызывающим взглядом.

    «Мир поделен на мужское и женское. Весь. Валько узнало потом, что есть мужчины, любящие мужчин, и женщины, любящие женщин. Но это тоже нормально: просто мужчины становятся как бы женщинами, а женщины как бы мужчинами, они переходят из одной половины в другую, они — определены. Валько же не определено никуда, оно где-то посредине, где пустота.»

    Читать «Оно» Слаповского и страшно (памятуя кинговское «Оно», цитату из которого автор использовал в качестве эпиграфа), и интересно, и даже — страшно интересно. Потому что будет и знакомо, и не знакомо, и неожиданно. Очевидное и невероятное. Слом собственных взглядов, знаний и знаний людей ЗНАЮЩИХ не понаслышке, а в силу своей профессиональной принадлежности.

    Мои собственные взгляды на проблему ЧЕЛОВЕКА — аномального гермафродита относятся как раз к тому историческому периоду, о котором повествует автор: вторая половина XX века, с конца 70-х — вплоть по 90-е. Тогда эта аномалия, насколько мне известно, рассматривалась вроде инвалидности.

    Ни о какой нормальной жизни гермафродита речи быть не могло. Он не мог посещать детский сад, учиться в «нормальной» школе. О получении достойного образования, в том числе высшего, и речи быть не могло. Он не мог служить в рядах Советской армии и флота. Тогда это имело немаловажное значение для дальнейшей судьбы молодого человека.

    Всё становилось сразу же очевидным на первой же медкомиссии или профкомиссии: эту особенность СКРЫТЬ НЕВОЗМОЖНО. Да что там? — С детского сада.

    В лучшем случае человеку с таким половым отклонением была уготована профессия, связанная с неквалифицированным трудом. Удивительно (?!), но даже в места не столь отдалённые гермафродита определить не могли … И в монастырь не уйдёшь … Общество не готово принять таких «уродов».

    В связи с этим история, рассказанная Алексеем Слаповским, в той части, где повествуется о гермафродитах, воспринимается мною, как фантазия: невероятная сказка о том, чего быть не может, потому что «не может быть никогда». Автор просто рассуждает на тему «А что если бы ...»

    На самом деле гермафродитизм среди людей встречается крайне редко: около 0,022% . Практически — ноль. Но единичные случаи есть. Скрыть эту аномалию (сбой на генетическом уровне) невозможно, если только роды происходили не в медицинском учреждении. Встречала информацию о том, что в мире описано всего лишь 150 случаев такого отклонения.

    В более широком смысле роман Слаповского «Оно» не столько о Валько, сколько о нашем обществе, о нас. Валько — нормален: он себя воспринимает адекватно, ЧЕЛОВЕКОМ, не испытывающим полового влечения ни к женщинам, ни к мужчинам. Ненормально общество, которое не может принять такого человека в свои ряды. Даже в Святом Писании о людях, имеющих одновременно и мужские, и женские половые признаки, нет ни единого упоминания. Кто же они? Ангелы или демоны?.. Они — просто ЛЮДИ.

    Оно? Они? Мы? И это всё о НАС. Местоимения … Имеющие место. Каждый имеет право на место. Хорошо бы — под солнцем. Но почему-то НАМ чаще всего приходится за него бороться. А способы достижения желаемого местечка отнюдь не всегда благовидные: человек — существо агрессивное ... Не об этом ли роман «Оно» Алексея Слаповского?

    **
    Так что же наш герой? Ребёнок Гермеса и Афродиты … Автор поступил с Валько жестоко, поместив его в студенческую среду. В реальной жизни, как я считаю, этого бы не произошло. Может быть, в этом и есть проявление общественного милосердия?

    Естественно, студенты — и парни, и девушки — скоро узнали тайну Валько. Будь он в армии, с ним произошло бы тоже самое. Не говоря уж о детском саде и школе.

    «— Опа! — выкрикнул кто-то, будто показал удачный фокус.
    Кто-то хихикнул. Кто-то заржал.
    Но общего веселья все-таки не получилось. Многим стало даже как-то неловко. Девичий голос произнес:
    — Да ладно вам, дураки!
    И Валько накрыли одеялом.»

    И что же было дальше?

    Надо прочитать самим, если эта тема кажется интересной. К тому же будет ещё интересным и другое: то, что интересно автору, родившемуся в 1957 году, и являющемуся очевидцем с собственными взглядами на жизнь и судьбу своего поколения.

    Будет неожиданно.

    И всё-таки это роман … Причем, Алексея Слаповского. Он — такой — неожиданный. На любой вкус. Сказочник … «Мне нравится».

    36
    117