Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним2 февраля 2025 г.о смерти и о прекрасном
Не самая легкая книга. Несмотря на ее объем и бодрое начало, читала ее долго и по чуть-чуть. И еще столько же размышляла о том, что это было.
В центре истории - молодой монах, послушник в Золотом Храме, которым он грезил с самого детства. Изначально нам показывают его совсем юным, сыном священника, это тяжелое военное время, парень заикается, из-за чего его дразнят другие дети и гг проводит свои дни в одиночестве, все более погружаясь в грезы и самоуничижение. Собственно, это вводные данные, и гг нам дается уже с червоточинкой, тк взращивая ненависть к себе, он переносит ее и на остальной мир. В этом конфликте между иллюзиями и реальным миром, внутренним и внешним - вся соль, а также в том, как этот конфликт в конце концов убивает.
Мне кажется, каждый будет препарировать текст по-своему, но для меня это так. Текст буквально построен на изломе противоположностей. И пункт А и пункт Б нам известны с самого начала, кто и куда идет, значит суть в самом пути, а путь этот у Мисимы отмечен выборами.
Первыми нам встречаются уродство(гг) и красота(храм), внешнее и внутреннее(красота/уродство), любовь и предательство(уико), вечное(храм выстоял) и быстротечное(остальные сооружения комплекса разрушились со временем), добро и зло-друзья Мидзогути(гг), верность и измена(отец и мать), духовное и пошлое/приземленное(двуличный настоятель), война и мир, чистота и грязь(монахи и проститутки), лицемерие и искренность(настоятель Кинкакудзи-настоятель в конце), нищета и расточительство и тд. Таков путь нашего героя, его терзания и саморефлексия.
Что же он выберет? Или проходя через "испытания хорошим и плохим" поймет, что они есть отражения друг друга, как и Золотой храм и пруд, на котором он стоит; сам такой старый и вечный, а его отражение идеальное и хрупкое.
На самом деле в такой маленькой книге автору удалось затронуть так много противопоставлений и все они так или иначе соприкасаются с Храмом, он - не просто декорация, он - центр всего повествования, символ, ось, вокруг которой вращается внутренний мир героя. Однако чем дальше - тем болезненнее его влияние. Красота храма кажется Мидзогути навязанной, унижающей, потому что она вечна и совершенна, а он - заика, слабый, потерянный. Он не может дотянуться до идеала и начинает его ненавидеть. Здесь храм превращается в символ внутренней тюрьмы: ты поклоняешься прекрасному, которое никогда не станет твоим.
Тем не менее не могу сказать, что до конца поняла героя, многие его размышления были довольно путанными и оставили меня в недоумении. Текст в эти моменты был такой вязкий, что чтение у меня буксовало.
Что еще интересно, биографию Юкио Мисимы я читала еще у Акунина, так вот темой смерти настолько пропитана жизнь автора, что она очень явно прослеживается в ЗХ. Буквально с первых страниц веет смертью, гг ею окутан, очарован и грезит ею же. И спутница ее - Прекрасное, его в книге много и мне понравилось, как образ храма, символ Прекрасного, отталкивал все низменное от гг. Об этом тоже интересно размышлять. (красота спасет мир?)
И напоследок, мне было интересно наблюдать, как обыгран путь героя(буддистского монаха) с главным принципом буддизма о Восьмеричном пути. (страдание-от наших желаний, чтобы перестать страдать, нужно избавиться от желаний) → уничтожить то, чего ты так страстно желаешь → сжечь храм *thumbsup7210