Рецензия на книгу
Взрослая дочь молодого человека
Виктор Славкин
Аноним2 февраля 2025 г.«Сегодня он играет джаз, а завтра – Родину продаст».
Аннотация подсказывает, что стимулом к написанию данной пьесы послужил реальный инцидент, случившийся с одногруппником автора в далекие шестидесятые. Парня звали Бэмс. Драматург не стал придумывать новое имя, оставив герою пьесы ту самую кличку и те самые прегрешения – увлечение запрещенным западным джазом и творчеством Хемингуэя.
Знаменательный 1954 год положен в основу воспоминаний, когда на новогоднем факультетском вечере Бэмс спел по-английски «Чаттанугу-Чучу», а его будущая жена Люська станцевала в купальнике.
Вот такая антисоветская пропаганда.
Действие настоящей пьесы разворачивается в квартире Бэмса двадцать лет спустя…
Собрав за одним столом Бэмса, Прокопа (подпевавшего следом за «чу» друга собственное «ча») и Ивченко (тогдашнего комсорга), Виктор Славкин заставляет рассмотреть события прошлого опытным взглядом тех, кому за сорок. Воспоминания занимают хороший кусок сюжета. В них звучат и ностальгические нотки, и попытки оправдаться-объясниться, и стремление изобразить эпоху стиляг.
Вот как описывает героя его друг Прокоп: небрежная походка, на голове кок, галстук с драконами до полу болтается, пиджак с широкими плечами на вате, узкие брюки (с мылом натягивал!), полуботинки на белой «манной каше».
Наш Бэмсик – первый стиляга факультета, король джаза, покоритель женских сердец.Разборки с прошлым – лишь одна из тем произведения. Среди героев пьесы дочь Бэмса и Люси, ее друг Игорь и сын Прокопа. Автор достаточно плотно всех сгруппировывает, ограничивая одним техническим институтом, в котором когда-то учились сами герои. Теперь Ивченко проректор в этом ВУЗе, Прокоп приехал в столицу из Челябинска с просьбой составить протекцию сыну-выпускнику, а Элла – студентка этого же учебного заведения. Сразу напрашивается тема двух разных поколений, тема отцов и детей. На смену стилягам пришли доморощенных хиппи – так охарактеризовал молодых героев проректор Ивченко.
Жизнь продолжается и история повторяется...
Писателю удалось достаточно трогательно изобразить скоротечность времени, показать, как по-разному мы относимся к изменениям. Двадцать лет пролетело, а события прошлого, обиды прошлого не дают Бэмсу вынырнуть из старой истории. В компании молодежи ему хочется оставаться своим. Прокоп куда проще относится к минувшей юности: «Я свое прошлое поставил на полку… Как первый том моей жизни. Оно там и стоит, а я на него любуюсь». Ивченко уверен, что нужно уметь изменяться, подстраиваться: «Чего тут плохого? Жизнь меняется, мы меняемся – так и идет».
Когда мне было столько лет, сколько вам, я смотрел на себя в бабушкино зеркало и завидовал своим будущим детям – это вам. Вот, думал я, им повезло, они сразу получат современного, понимающего, нескучного отца. Это меня. Я Элке завидовал; ее еще на свете не было, а я ей завидовал. Вот, думал я, будет у нее вечно молодой отец – это я. И вот прошло время, я купил себе зеркало, и теперь вы смотрите на себя в мое зеркало и думаете: «Вот бы нам родителей таких, как мы, современных, понимающих, нескучных… а тут старые индюки…»В своем отзыве я не затронула тему женской роли в жизни мужчины. Сделала это не для того, чтобы умалить влияние Люси на развитие событий. Наоборот, считаю, что неоднозначность ее поступков можно трактовать двояко, пусть каждый сам решает, нужны ли нам те знания, на которые автор намекнул, но не стал уточнять...
Пьеса получилась эмоциональной и музыкальной, она должна отлично смотреться на сцене.67539