Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним1 февраля 2025 г.Все о "Театре" Сомерсета Моэма
Оценка:
1. Сюжет 5/5
2. Персонажи 5/5
3. Эмоциональная насыщенность 5/ 5
4. Любовная линия 5/5
5. Смысловая нагрузка 5/5
6. Личное впечатление 5/5
7. Слог автора 5/5
Общая оценка: 5/5
Немного о сюжете:
В центре повествования - Джулия (фамилию забыла), известная актриса Лондона, невероятно привлекательная, но уже стареющая женщина. Она замужем уже много лет, а ее сыну скоро будет восемнадцать, и все это время она хранила мужу верность, что стало основой ее репутации. Но, переживая личностный кризис, она вдруг падает в объятия юноши, младше ее на двадцать лет и совершенно очаровывается им.
Персонажи:
Джулия - главная героиня, величайшая актриса Англии своего времени и просто богатая, добившаяся многого женщина. Она вызывает очень противоречивые чувства, потому что в моменте может вести себя как форменная дура, а ее эго достигает небес, но при этом невозможно не чувствовать к ней симпатию. Она буквально покоряет читателя своей живостью, обаянием и остроумием. Джулия - актриса до мозга костей, и это оказывает большое влияние на ее поведение и поступки. Дело в том, что она всю жизнь играет. Она выдумывает сама себе персонажа, которого хотели бы видеть окружающие, и виртуозно исполняет его роль. Даже "великая актриса Англии" - один из не образов. Только проблема в том, что героиня по итогу сама запуталась, где кончается ее личность и начинается роль, да и есть ли эта личность вообще? Или даже она сама - выдуманный персонаж? Персонаж проходит очень большой путь развития, многое осознает и даже впервые способна почувствовать себя "зрителем" - обычным человеком. Касательно ее характера: она слегка мстительна, высокомерна (считаю, у нее есть на это право), да и некоторые ее поступки вызывают сомнение. Но при этом ее нельзя обвинить в безнравственности, и в совокупности все эти черты рисуют перед нами образ персонажа, который по-человечески живой, потому просто невозможно ей не проникнуться.
Майкл - ее муженёк. Честно, он меня раздражал, хотя может и не делал ничего такого. Просто он до тошноты самолюбив и тщеславен, а его скупости позавидовали бы гномы. Конечно, нельзя отрицать, насколько он добр, отзывчив и сколько сделал для Джули. Он был ей неплохим супругом, хоть и не тем, в ком она реально нуждалась. Здесь важно учитывать тот факт, что Джулия, как главная героиня, влияла на наше восприятие происходящего и на наше мнение о героях, так что когда она считала его невыносимым, таковым он казался и нам.
Том - любовник Джулии, который младше ее на 20 лет. Это не спойлер, все понятно с первых страниц, если что. Не менее противный персонаж, хотя и можно сделать ему скидку, что он ещё молод. Завоевывая сердце гг, он просто тешит свое эго, при этом принимает все те знаки внимания от Джулии, которые в итоге сделали его весьма популярным в высших кругах, к чему он и стремился с детства. В этом персонаже совсем нет глубины, он тщаславен, скучен и чересчур прагматичен. Хотя ухаживать умеет, и понятно, чем он привлек внимание Джулии.
Роджер - сын Джулии и Майкла. Это определенно мой любимый персонаж, и в совокупности, тот персонаж, который в какой-то момент показал нам ситуацию слегка со стороны, помог понять то, что автор пытался до нас донести, и при этом повлиял на саму Джулию. Хоть она и его мать, нельзя сказать, что она по нему с ума сходит. Она его любит, но слишком по-своему, а он сильно отличается от своих родителей, из-за чего между ними иногда возникает недопонимание. Я бы назвала его самым мудрым и внимательным персонажем, пусть и сама гг считает его чересчур занудливым.
Цитаты:
Если у человека нет таланта, никто ему его не даст, но если талант есть, можно научить им пользоваться.
– А тебе, конечно, это кажется. Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь. Эта привычка – твоя вторая натура. Ты играешь, когда принимаешь гостей. Ты играешь перед слугами, перед отцом, передо мной. Передо мной ты играешь роль нежной, снисходительной, знаменитой матери. Ты не существуешь. Ты – это только бесчисленные роли, которые ты исполняла. Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду.
Право, жалость берет, когда подумаешь, как глупы мужчины. Говорят, женщины тщеславны; да они просто сама скромность по сравнению с мужчинами.
«Весь мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры» . Но то, что я вижу через эту арку, всего-навсего иллюзия, лишь мы, артисты, реальны в этом мире. Вот в чем ответ Роджеру. Все люди – наше сырьё. Мы вносим смысл в их существование. Мы берем их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаем из них красоту, их жизненное назначение – быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения. Они инструменты, на которых мы играем, а для чего нужен инструмент, если на нём некому играть?»Анализ:
На происходящее в "Театре" Моэма можно смотреть по-разному, но, в принципе, можно выделить несколько основных тем: актерское мастерство, и как оно порабощает человека, нравственный выбор и любовь (куда без нее?).
Как не сложно догадаться, именно Джулия и стала рабыней своего таланта. Всю свою жизнь она играет, а когда нет зрителей, она их придумывает сама. Ее мысли всегда заняты тем, какую роль ей стоит на этот раз примерить: любящей жены? остроумной актрисы? бедной, покинутой женщины? или наоборот, властной и успешной? Неважно, ведь в итоге героиня осознает, что что-то в ее жизни не так и начинает искать себя, становясь зрителем вместо артистки. Конечно, она не пытается этот талант побороть, изгнать и так далее, он же часть ее, он и есть основа ее личности, просто важно находить равновесие, и по итогу Джулия его нашла.
Джули нельзя назвать героиней высокой нравственности. Он изменяет мужу, и это плохо и достойно осуждения. Но ведь этого самого мужа она ничуть уже не любит, и он сам никогда ей любовь не дарил. Так что же, она не имеет право на счастье? Пусть Том и не любил ее никогда, но он заставлял ее чувствовать себя любимой. Поверьте, это не менее важно, чем просто любить человека. В общем, я понимаю гг и не осуждаю. Майкл бесил.
Общая рецензия:
Все же, когда я бралась за эту книгу, я не ожидала получить такого удовольствия от прочтения. У Моэма прекрасный кинематографичный слог, так что каждая строчка приятно ложится на язык, а в голове сами по себе появляются красочные картинки. Не могу я не подметить и его талант к созданию такого прописанного персонажа, как Джулия, эмоции и чувства которой мы ощущаем не менее сильно, чем она сама.
Есть в этой книге особенность, которая понравилась мне больше всего. Существуют такие понятия, как "книга, написанная мужчиной" и "книга, написанная женщиной". Эти термины не несут цели кого-либо оскорбить, Но для всех понятно, что женщины и мужчины пишут по разному и про разные проблемы. Из этих понятий вытекают ещё несколько интересных, например: "женщина, написанная женщиной" и "женщина, написанная мужчиной". Не думаю, что мне надо объяснять из суть, подсознательно вы поймёте и сами, в чем загвоздка. Так вот, несмотря на то, что автор книги - мужчина, Джулия ощущается для меня, как женщина, написанная женщиной. И это невероятно круто. Для меня это главный показатель таланта автора, ведь погрузить нас в сознание и жизнь женщины так, что такие же женщины читают это и не испытывают чувство противоречия или раздражения, а наоборот ее глубоко понимают, - это тончайший психологизм.
Плейлист:
"Perhaps, perhaps, perhaps" - Halie Loren
"You don't own me" - Lesley Gore
"Tous Les Mêmes" - StromaeСодержит спойлеры183