Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Горбун лорда Кромвеля

К. Дж. Сэнсом

  • Аватар пользователя
    Аноним1 февраля 2025 г.

    Детективный масс-маркет

    Книга прилетела советом на Новогодний Флешмоб, и, откровенно говоря, иллюзий на ее счет я не питала: она то и дело мелькала в различных массово-направленных каналах и пабликах, прекрасно транслируя то, что из себя представляет, и интереса к себе у меня лично не вызывая. Но я и не отрицала, что рано или поздно познакомлюсь с этим "историческим детективом", и вот оно случилось. Совпали ли ожидания с реальностью? Да.

    Итак, "Горбун лорда Кромвеля" — это типичный современный детектив, который правда развивается в очень поверхностной атмосфере английского XVI века. Очень средненький и очень "ровненький". Как можно сравнивать это творение Сэнсома с  Умберто Эко - Имя розы  — вопрос интересный. Умберто Эко — высочайший медиевист и чрезвычайно хороший литератор. В своих работах он грамотно синтезирует старинные тексты, учения, эстетику, философию, и дает читателю несколько вариантов прочтения: от самого базового — детективного (в случае с "Именем Розы"), до глубокого культурологического среза. И даже детективная линия подана грамотно, проработано и оформлено. Она уникальна и скрупулезна до мелочей, в том числе таких, на первый взгляд, незначительных, как расстояние в шагах от одного монастырского крыла до другого.

    У Сэнсома же все окружение выполняет лишь декоративную функцию. Задник в театре, который помогает зрителю следить за единственной и очень простой сюжетной линией, от которой иногда отходят небольшие отросточки, но настолько несущественные, что даже не выливаются в мало-мальски значимую вторую ветку.

    Понимание эпохи демонстрирует Сэнсом дилетантски: он бичует то, что принято бичевать сегодня, и бичует именно по-современному. Нападки на монастыри — авторская речь, поданная через Я-Персонажа — Горбуна — примитивны, не развернуты и сводятся к "Опиуму для народа", "зажравшимся лентяям" и проч. Нападки на этическую составляющую времени — аналогично. Какие-то несуразные мини-сюжеты по типу "позора чести семьи" из-за мимолетных сексуальных связей, которые, в общем-то, составляли норму светского общества. Другой вопрос: кто, с кем и когда. Но анализа нет никакого, только вставки для портрета главного героя.

    Портрет же этот такой же стандартный. Как сказала выше, очень неприкрытый Я-Персонаж, который может с тем же успехом расследовать дело о хищении миллиардов в какой-нибудь корпорации XX-XXI веков. Ничего не поменяется. Шаблонный и стереотипный. Но зато у него есть горб!

    А еще повествование ведется от первого лица, что только усугубляет ситуацию. Все эти "я остроумный", "я внимательный", "я такой-то" нелепы до невозможности. "Я шел по улице, и увидел сплетничающих женщин. Остроумно сравнил их про себя со стаей ворон". Ого, вот это остроумие! Надо поучиться у Горбуна.

    Или: "Я посмотрел на птицу и заметил, что она не представляет опасности: крылья у нее подрезаны, а в глазах не читается интеллект. Значит, она просто воспроизводит слова". Вот это наблюдательность! Кого она должна поразить? Дубинщика из Каменного века? На дворе, на минуточку, XVI век. Время изобретения карманных часов и мушкетов. Леонардо да Винчи уже явил свой светлый образ миру. Какая невероятная нелепость.

    Собственно, хотела завершить чтение на 1й главе, но зачем-то дотянула до 5-6й. Ничего интересного ни с точки зрения детектива, ни с точки зрения исторического среза обнаружено не было. Просто стандартный современный детектив в примитивных декорациях темного прошлого, ууу. Для любителей такого массового жанра — ок, но не более того.


    2,5/5

    16
    362