Рецензия на книгу
Санин
Михаил Арцыбашев
Аноним13 апреля 2015 г.Предреволюционная Россия переживала не только политический кризис, или, скажем, драму аграрного перенаселения. Но были и многочисленные признаки, которые принимались за приближения морального коллапса. И по произведениям таких писателей как, Ф.Соллогуб Л.Андреев или Михаил Арцыбашев это хорошо видно.
Эта массированная аннигиляция морали произойдет несколько позже, под влиянием военных и социальных катастроф и захвата страны коммунистами-интернационалистами. Пока же (в начале ХХ века) русские еще не совсем потеряли контроль над Россией, но флюиды беды уже носятся в воздухе.
Санин и свобода.
Как-то в свое время не прочел «Санина» и читать сейчас этот роман странно и интересно. Это произведение явно выделяется из других арцыбашевских сочинений. Конечно, сравнивать автора с Достоевским и Толстым было бы смешно, но роман явно носит программный характер и отличается от беллетристики, рассчитанной в основном на развлекательные цели. Да и интерес к книге, вышедшей более ста лет назад, нуждается в объяснении.
«Санина» у нас прочно связывали с «реакцией», наступившей после подавления революции 1905-07 гг. Но такая уж это реакция. Ведь жизнь провинциально городка, описанного в романе, при всей ее карикатурности, кажется сегодня идиллией.
Сто до обвинений в «порнографии», то по сегодняшним меркам это и вовсе смешно. Проблема пола» неизбежно возникает в связи с ростом численности населения, увеличением доли молодежи и разрушением старых социальных скреп. Конечно, сравнение сестры Лиды с молодой кобылой выглядит несколько странно, но история с «поматросил и бросил» и прочими «порывами» более чем банальна. Реакция героя только не совсем типична для того времени. Возможно, размышления и поведения Санина кого-то шокировали в свое время, но на фоне всяческих «буревестников» и террористов он выглядит даже привлекательно.
«Никто не может быть выше жизни». Прекрасная природа, полнота бытия как бы оттеняют глупые и мелочные страстишки, глупости, хотя из-за них и стреляются.
Описание мечтаний о борьбе за народное счастье, сцены с читкой и распространением разноцветных брошюр и т.д. в книге даны остро сатирично. Сходка у соловейчика дана с изрядным сарказмом. Метания Сварожича нелепы – живи, люби. Но инстинкт смерти, мортидо революции уже уцепились за русскую жизнь и грозят обрушить ее катастрофой. Тогдашняя культура не могла сопротивляться этому в полной мере.
И все-таки Санин не прав: политика – это свобода. Пусть окружающие и глупы (что часто бывает правдой), но нельзя быть «свободным от общества». Уйдя в частную жизнь, не спасешься. «Философии жизни» самой по себе недостаточно. Примут решение за тебя, и не в твоих интересах. Какой-то десяток лет отделяет события романа от революции, гражданской войны, тифа, террора и последующих прелестей.
А сил противостоять надвигающейся катастрофе, как будто и нет. Как и сейчас.2339