Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Флаги на башнях

Антон Макаренко

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2025 г.

    Есть у нашей центральной библиотеки такая замечательная акция - "Забери книгу домой". Библиотека раз в неделю, по средам, устраивает распродажу книг, которых в фонде её и так достаточное количество экземпляров. При этом найти на распродаже можно совершенно уникальные издания, книги, которые по разным причинам больше не издаются, книги больше не существующих издательств. Однажды мне вообще несказанно повезло, я обнаружила экземпляр книги, утраченной домашней, ещё бабушкиной, библиотекой, что печалило невероятно, ибо без неё собрание сочинений было неполным. И да, пусть она не именно та, не моя потеряшка, но поставив книгу на её законное место дома, я спиной почувствовала, как улыбнулась бабуля))
    И да, "Флаги на башнях" я забрала домой по средоакции.

    Имя Антона Семёновича Макаренко широко известно во всём мире не только педагогам, оно местами даже стало нарицательным. В 1988 году ЮНЕСКО включило Антона Макаренко в список лучших педагогов ХХ столетия. И можно бесконечно долго искать аргументы почему система Макаренко слабо применима в настоящее время, но отрицать факт, что современная педагогика, отступив от неё, сильно просела тоже нет никакой возможности.

    Мир детей много сложнее мира взрослых. У них всё иначе. Они острее чувствуют и порывистее живут. У них ярче краски и острее углы. Их тяга к коллективизации и поиску жёсткого авторитета есть не что иное, как жажда социализации. И неутолённая эта жажда правильным, мудрым педагогическим курсом утолится чем угодно другим - деструктивными молодёжными культурами и группами, преступными организованными сообществами...

    Размышляя о том, что же является фундаментальной основой воспитания, мне всегда хочется говорить - любовь. Читая Макаренко, думаю - доверие. Наверное всё же, именно оно. Любовь ведь бывает разной и слепой, и беспечной, и всё дозволяющей, и гиперопекающей. Но с ней не в пример легче: она или есть, или её нет. Другое дело - доверие. Субстанция много сложнее, требующая взрослой позиции, самодисциплины и высокого уровня ответственности. Но только такой, самодисциплинированный и высокоответственный, взрослый способен стать авторитетом для захлёбывающегося в энергии своей жизни ребёнка. Доверие есть принятие равного в коллектив. Когда ты не придаток, не будущий член этого коллектива. Когда ты не ребёнок, который ещё недочеловек, когда тебе до человека ещё надо дорасти. Когда ты УЖЕ человек, что даёт тебе все права, но и все обязанности вместе с ними. Когда социум доверяет тебе главное право жизни - брать обязанность ответственности за себя и за других.

    Книга эта написана лёгким вкусным языком с таким особенным малоросским юмором Ильфа и Петрова. Читать её в целом увлекательно. Проблемы у меня возникли с того момента, когда автор подробно и с жаром начал рассказывать о тенденции пятилеток и построек заводов. Эти блоки книги конечно же пропитаны все юношеским максимализмом, присущим всей советской прозе да и всему Советскому Союзу в принципе. Шёл этот задор у меня с огромным скрипом, где-то я его в своих взрослых буднях порядком порастеряла) Мне хотелось читать только про саму великолепную Макаренскую систему, но с другой стороны, тогда надо было "Педагогическую поэму" читать.

    И да, кстати, нынешняя российская система воспитания, начавшая уже наконец-то восстанавливаться спустя 30 с лишком лет какой-то невнятной педагогической запущенности, всё больше и больше радует. Хочу видеть Юнармейцев такими пионерами, которым я мечтала быть))

    51
    433