Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бесы

Федор Михайлович Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2025 г.

    Бесы – история о том, как один человек может извратить любую, даже самую хорошую, идею.

    Роман «Бесы» — это произведение, в котором автор высказывает свое мнение о происходящих политических изменениях в обществе и стране, о новом мире и мышлении, которые зарождаются среди не только молодежи, но и более старшего поколения. Это довольно сложное произведение с точки зрения понимания, но и достаточно интересное.
    Будучи славянофилом, т.е. приверженцем религиозности, консерватизма, Достоевский отвергает все, что противоречит этим убеждениям. Новый путь для него немыслим, он его не принимает и считает порождением зла. Начав роман с одноименного стихотворения Пушкина, Федор Михайлович четко определяет свое отношение к новым веяниям.


    Хоть убей, следа не видно;
    Сбились мы. Что делать нам!
    В поле бес нас водит, видно,
    Да кружит по сторонам.

    Персонажей в романе достаточно много, они все хорошо раскрыты и даже те намеки, какие делал Федор Михайлович на некоторых героев, отлично читаются, и ты узнаешь уже в лицах: кто перед тобой.
    Сюжет развивается не быстро, но читается легко и не скучно. С первых же страниц сразу попадаешь в водоворот действий, которые моментально захватывают. Хочется читать и читать, узнать наконец-то что же происходит.

    В роман отлично вплетена сюжетная линия, отражающая ссору западника Тургенева, герой в книге Кармазинов, и самого Достоевского. Федор Михайлович без прикрас почти цитирует своего оппонента, возмущен его высказываниями: мол, смотрите - великий русский писатель, а такое говорит о России.


    В русском барстве есть нечто чрезвычайно быстро изнашивающееся, во всех отношениях. Но я хочу износиться как можно позже и теперь перебираюсь за границу совсем; там и климат лучше, и строение каменное, и всё крепче. На мой век Европы хватит, я думаю.
    Святая Русь — страна деревянная, нищая и... опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих, а в огромном большинстве живет в избушках на курьих ножках. Она обрадуется всякому выходу, стоит только растолковать. Одно правительство еще хочет сопротивляться, но машет дубиной в темноте и бьет по своим. Тут всё обречено и приговорено. Россия, как она есть, не имеет будущности. Я сделался немцем и вменяю это себе в честь

    .

    В романе достаточно часто Достоевский высказывает свое негативное отношение:
    к либералам


    Высший либерализм“ и „высший либерал“, то есть либерал без всякой цели, возможны только в одной России

    к идеям Чернышевского, Герцена, Белинского и других Например, уничижительное отношение к роману «Что делать?» он показывает, назвав его катехизисом (официальный документ какой-либо конфессии, содержащий основные положения вероучения) «визжавших», тех кто для него в романе бесы.


    На столе лежала раскрытая книга. Это был роман «Что делать?». Я догадался, что он достал и изучает роман единственно с тою целью, чтобы в случае несомненного столкновения с «визжавшими» знать заранее их приемы и аргументы по самому их «катехизису».

    Федор Михайлович приравнивает революционное движение к духовной болезни – «бесовской одержимости». Эта метафора встречается в эпиграфе и несколько раз в тексте.


    Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
    Евангелие от Луки. Глава VIII, 32—36

    Люди, описанные в романе и называемые социалистами, утратили связь с моралью и нравственностью. Достоевскому они противны и являются носителями зла. Здесь возникает у меня справедливый вопрос: почему именно такую мерзость взял за основу своего описания Федор Михайлович? Почему представил социалистов именно такими гадкими? Мне показалось, что роман он писал не для высмеивания революционеров и отрезвления умов, а по приказу, на заказ. Ведь что такое социализм, о котором в романе не сказано ни слова?

    Социализм (от лат. socialis — «общественный») — политическая, социальная и экономическая философия и идеология, направленная на реализацию социальной справедливости.

    Ни один из героев даже не стремится к этому, даже мельком не упоминает о равенстве и справедливости. Один сеет хаос, другой возомнил себя богом, третий рабами хочет сделать большую часть населения. Где здесь социалистическая идеология? Ее нет! Есть только прикрытие словом и очернение хорошего.

    Героев много, но остановимся на так называемых главных «бесах».

    Петр Верховенский – главарь так называемых революционеров, искусный манипулятор, злобный и агрессивный. Собирает вокруг себя молодых людей, жаждущих перемен. Называет себя социалистом, хотя никакого отношения к социалистам не имеет. По мне так он вообще мошенник, в чем и признается Ставрогину.


    Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха!

    Вообще их диалог в главе Иван-царевич очень даже интересный и раскрывает намерения Петра Верховенского. К социализму его все деяния не относятся. Он должен сеять смуту, разруху. Он раскручивает события в городе очень быстро и разрушает сложившийся тихий порядок, устраивает хаос. Рушит репутацию и высмеивает губернаторшу. Поджигает окраину города и совершает убийства. Он извращает саму идею социализма.

    Так называемая пятерка Верховенского те еще личности!

    Кириллов – одержимый идеей самоубийства, обязался перед кем-то и когда-то заграницей взять на себя все грехи и получил за это деньги.

    Липутин – предатель и шут.

    Шигалев - с безумной идеей «разделить человечество на две неравные части: одна десятая доля получает свободу личности, остальные девять десятых превращаются в рабов». Я думаю, что Замятин взял на вооружение роман «Бесы», когда писал свой «Мы».

    Шатов – трус и отступник.

    Молодой офицер Эркель (мне его жаль больше всех) следовал за Верховенским и ловил каждое его слово. Эркель – это олицетворение молодежи, требующей перемен и идущей за теми, кто их обещает. Ничуть не задумываясь о том, плохое или хорошее говорит их новый идол. Это актуальная тема и по сей день. Эркель слепо следовал за Петром, а тот оказался трусом и негодяем.

    Когда в самом конце Петр приказал убить Шатова, дабы кровью скрепить пятерку, Шигалев сказал, что все их действия никакого отношения к социализму не имеют.


    замышляемое убийство есть не только потеря драгоценного времени, которое могло бы быть употреблено более существенным и ближайшим образом, но сверх того представляет собою то пагубное уклонение от нормальной дороги, которое всегда наиболее вредило делу и на десятки лет отклоняло успехи его, подчиняясь влиянию людей легкомысленных и по преимуществу политических, вместо чистых социалистов.

    Все члены этой пятерки собираются не от души и не от идеи, а для того, чтобы им дали признание, честь и похвалу за то, что они в «обществе». У этих людей нет идеи, нет социальных намерений.

    И вот наконец Николай Ставрогин – один из ключевых героев романа. Это прямо лермонтовский герой нашего времени, только еще более злобный и нравственно упавший. Он барчонок, которому скучно везде. Его очень точно охарактеризовал Верховенский:


    Врете вы, дрянной, блудливый, изломанный барчонок, не верю, аппетит у вас волчий!..

    Развеселить его могут только разврат, унижения других и пакости. Как же сильно его типаж напоминает сегодняшнюю «золотую молодёжь».

    О «Бесах» можно говорить долго и много. Вообще роман актуален и сейчас. Столько параллелей с настоящим! Читаешь и думаешь: а точно не про сегодняшний день?
    Определенно стоит прочитать, сложить свое мнение о той эпохе, про которую писалось.

    6
    331