Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
Аноним30 января 2025 г.Героиню Сильвии Плат охватывало отчаяние, меня же одолевала откровенная скука. Эстер не терпелось быстрее покончить со своей никчемной (по ее собственным же словам) жизнью, мне же больше всего хотелось побыстрее закончить эту книжную историю (не читай я ее по лайвлибовской игре, думаю, и вовсе бы забросила недочитанной, но - спасибо играм!) Впрочем, у молодой девушки не получилось - с жизнью оказалось прощаться-то не так уж легко, мне же тоже ничего оставалось, кроме как спокойно дочитать все это до конца...
Всегда сложно выставлять оценку книге, которая вызывает настолько противоречивые эмоции. Это была ужасно занудная первая часть повествования (из-за нее бы я в первую очередь и бросила бы чтение, будь у меня такая возможность), вообще ни раскрывающая ни характер героини, ни ее мотивы, ни дающая крюков к пониманию дальнейшего текста. Да, из несомненных достоинств произведения - вполне добротный слог/стиль/язык (как-никак, классика), посыл самой книги (в первой части он угадывается еще слабо, во второй голос автора за кадром звучит куда более осязаемо - банальные вещи, повторенные не единожды, не перестают от этого быть важными: ценить каждое мгновение жизни, не ставить во главу счастья успех, причем успех в чужом понимании, а не в твоем собственном, идти по жизни своим уникальным путем, не оглядываясь на окружающих, не пытаться оправдаться перед ними за свое - такое нелепое - счастье, не пытаться подражать и не ждать от жизни слишком многого, того, чего она не состоянии дать в принципе).
Вот только достоинства эти в этот раз перевесили ее недостатки, оказавшиеся для меня куда более весомыми.
Неубедительность истории - это раз. Нелогичность повествования - два. Скука, не покидавшая меня все чтение, - самое страшное для любой истории. Обрывание сюжетных линий и вовсе кажется неуважением к читателю. Мне интересно было прочесть про стажировку героини, про ее взаимоотношения с наставниками в этом журнале "Дамский день" (отчего-то всю первую часть представляла я себе работу в журнале Cosmopolitan), мне хотелось бы, чтобы про ее романтические отношения с мужчинами автор говорила не какими-то непонятными обрывками: Константин, Бадди, Эрик - вереница мужских имен проплывает перед нами, а мы толком так ничего и не можем понять о ее сердечных привязанностях...
В общем, вы поняли - первая часть романа Плат оставила меня разочарованной. потому как ожидания, не скрою, были. Отчасти эти ожидания воплотила вторая часть. Вот тут наконец-то пошло интереснее. Здесь - живые эмоции, здесь чуточку понятнее, хотя и не совсем. Сильвия Плат не первая, кто пишет о переживаниях героя, попавшего за стены психиатрической клиники. У нее это получается (описание в смысле) не то чтобы до восторгов (моих, потому как теба для меня всегда любопытная), но в принципе неплохо. На стажировке в нью-йоркском журнале мы видим зажатую, отрешенную Эстер, не понимающую, чего она хочет от жизни в целом, стремящуюся к непонятному загадочному успеху, вот только что он для нее лично? Мы видим лишь ее бесконечные сожаления по поводу неиспользованных возможностей: вот прошел еще один день этой стажировки, а я так ничего и не достигла. так и подмывало спросить: А как ты оцениваешь свое продвижение к мечте-цели, если не знаешь, чего хочешь от жизни и отношений? Про психиатрическую клинику мне больше понравилось в книгах "Бесконечная шутка" и "Вероника решает умереть" (вторая, коэльовская, чуть слабее, но вот в драматичности истории не откажешь). У Плат тоже, кстати, с психушкой в героине наконец-то просыпается что-то живое - вот странно, да? Хотя... Потолстевшая от лекарств, которыми ее там пичкают в больнице, дурно выглядящая, с обритыми частями головами, опухшая, она тем не менее живет. Чувствует. Рефлексирует. Не просто существует, как в первой части книги...
Если бы книга состояла только из рассказа о лечении в этой клинике для душевнобольных, не сумевших вынести тяжелый груз жизни, моя оценка произведению Плат, без сомнения, была бы выше.
Но опять же, повторюсь: автор ведь так толком и не говорит нам о причинах, приведших молодую неглупую девушку (действительно неглупую - она в числе 12 юных американок выиграла приз, стажировку в крупнейшем журнале страны) в силки депрессии, а затем - за стены лечебного закрытого учреждения.
Плат перечисляет лишь симптомы. О них нам не раз еще напомнят: неделю не ела, не спала, три недели не мыла голову и не мылась сама, все равно же завтра надо мыться опять, а ей хотелось сделать все окончательно (вспоминала при чтении абсурд из книжки о Камю, прочитанной накануне, - зачем что-то делать и напрягаться, мир конечен, существование бессмысленно) Но о причинах, о причинах-то где, автор! Вот этого не хватило, я вообще в последнее время предпочитаю именно внутренние монологи героев, очень уж хочется знать, что там у них на душе...
Интересно было прочесть про электрошоковую терапию (вот здесь я вспомнила "Заводной апельсин"...), про ее встречу с друзьями и родственниками в стенах больницы.
Остальное - мимо. Не зацепило, оставив равнодушной. Или же, напротив, вызвало раздражение - своей бестолковостью и неправдоподобностью.
Советовать к прочтению никому не буду, равно как и рекомендовать. Решайте сами. Стоит ли книга прочтения? Вероятно. При условии, что вам нравится, как и мне, про психушки. Если хотите прочесть про депрессию, то не рекомендую - здесь про это толком и нет... Невысокая оценка вполне отражает мое отношение к прочитанному. На эту тему явно есть книги получше...
2682K