Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полный вперед назад, или Оттенки серого

Джаспер Ффорде

  • Аватар пользователя
    Аноним11 апреля 2015 г.


    Сегодня ты серый,
    а завтра – пурпурный.
    Сегодня ты желтый,
    а завтра - лазурный.

    Я не раз размышляла, как один человек мог бы разрушить какую-то огромную, несправедливую к людям, налаженную и беспощадную систему, без риска для жизни и оставаясь не разоблачённым долгое время. Достаточно долго, чтобы неполадки в системе стали необратимыми.

    В своей книге Джаспер Ффорде вывел краткую формулу, которая кажется мне подходящей и звучит так: "Нарушение через соблюдение". Что означает: будь как все, будь лучшим среди нормальных, самым нормальным, заставь систему себе доверять и после этого начинай взлом.

    Сам Ффорде - создатель достоверных чужеродных реальностей, демиург. Всю книгу ты силишься догадаться, наше ли это измерение, будущее ли, а может прошлое, или что-то, что им только прикидывается. И улыбаешься. Книга смешная, это её достоинство, попробуйте написать смешно анти-утопию про тоталитарный режим, вместо того, чтобы погружаться в пучину трагизма, как обычно принято в таком жанре.

    Авторы, которые не пускаются в объяснения относительно своих загадок и головоломок – мои любимые. Не надо разжёвывать, пусть остаётся пространство. Ффорде пространство оставляет, за это спасибо.


    «Я был отправлен к Внешним пределам, чтобы провести перепись стульев и научиться смирению»

    Дальше...


    Схема придуманного Джаспером мира завязана на цветовую иерархию, но цвет не формален, это не просто значки, которые присваиваются той или иной касте, каждый человек действительно рождается с видением определённого спектра и только его.
    Смешивания в браке вне установленных правил запрещены.
    Это мир в котором осуществлена «всеобщая колоризация».

    Конечно это гротеск, Ффорде поиграл с понятиями деспотии, кастовости, общественных запретов. Нарисованное им общество живёт, как разноцветная казарма, если тебе не хватило чувства самосохранения мыслить и поступать, как все, ты отправляешься на перезагрузку.


    «Ты можешь ненавидеть жизнь по правилам Манселла, но она продолжается уже 5 столетий»

    Меня восхитила детальность придуманного Джаспером мира.
    Он масштабный, спирально поглощающий сам себя и так же спирально восстанавливающийся,
    он уродливый в своих регламентах для каждого человека и ещё более уродливый там, где каждый человек старается использовать или извращать правила себе во благо. С помощью своей цветовой модели, такой милой и яркой, Ффорде попрыгал на костях любой из существовавших государственностей.
    Он сделал это задорно. Иронично. Смешно. Но такая лёгкость подхода не отменяет серьёзности темы. Шутовство копает глубоко. Люди умирают и живут убого. Легкость Ффорде подчёркивает это.


    «Когда речь шла о ложках, все общепринятые правила поведения отменялись»

    Очень интересно разработана тема цвета в сознании. Цвет у Ффорде – абсолютное понятие, только через него мозг подпитывается эмоциями, событиями. Увидеть определенный цвет это как: «одновременно прочитать великий роман, прослушать сложную симфонию и созерцать тихий сад».

    На теме цвета Ффорде обыгрывает, какой будет в таких условиях семья, дружба, личная инициатива, каковы будут человеческие страхи, например страх перед темнотой повергает героев в состояния, близкие к физическому удушью, заложенная ли это программа, или действие суеверных внушений – разбираешься сам, Ффорде не очень то старается подсказывать. Мир в книге одновременно фантастичный и очень бытовой, быт истории из-за детальности предстаёт, как происходящее на твоих глазах. Всё логично, продумано и строго соответствует цветовым разграничениям.


    «Повсюду разрослись кусты ежевики, борьба с которой требовала разрешения префекта – все растения, способные к хватанию, считались «частично животными» и попадали под действие директивы о сохранении биологического разнообразия из «Бестиария» Манселла.»

    Над любовной линией своей книги Джаспер смеётся так же, как над всем остальным, но менее удачно.
    Суть происходящего можно выразить цитатой: «Сначала цвет, потом любовь».

    Из отрицательных моментов: автору не удался главный женский персонаж Джейн. Она «героиня – перебор», всё в ней слишком и это мешает финалу книги, он соскальзывает к минимальному напряжению. В целом с финалом Ффорде в смысловом плане справился хорошо, но интригу не удержал, хотя продолжение истории читать мне всё же хочется.
    С остальными персонажами у Джаспера всё отлично, они в цветовом контексте, с соответствующими ярлыками, с характерами, которые выверено-живые, и автору не потребовалось много тысяч страниц на раскрывание каждого, он смог сделать это через их участие в сюжете.


    «Итак, если вам надо спроектировать историка, какие параметры вы заложите?
    • Интеллект, память, долгожительство»



    «Вы всё неправильно понимаете, это не я существую, чтобы сохранять информацию о вас. Это вы существуете, чтобы поставлять мне информацию.»

    Многие закадровые моменты в книге остались не прояснёнными, как появился этот мир, откуда такой высокий уровень прогресса был у предков, что с ними случилось, что за Мегафауна, кто убивает по ночам и многое другое, Ффорде, видимо, планирует написать об этом в продолжении, но и без ответов на эти вопросы книга удалась и я буду ждать продолжения, чтобы узнать,
    куда приведут «ростки монохромного фундаментализма».

    10
    84