Рецензия на книгу
Идиот
Фёдор Достоевский
Аноним28 января 2025 г.
"Рай - вещь трудная, князь, гораздо труднее, чем кажется вашему прекрасному сердцу".В Петербург прибывает некий князь Мышкин. В поезде у него состоялось случайное знакомство с Рогожиным. Человек-пожар, у которого не просто горячее сердце, пламенная душа, но и вспыльчивый, не сдерживаемый ничем и никем, характер. Рогожин промолвился о вот-вот полученным им крупном наследстве и желании женится на некой Настасьи Филипповне.
По приезду Мышкин осуществляет задуманное - знакомство с семейством, в котором генеральша, мать трёх дочерей, в девичестве княжна Мышкина. Однако, основную цель приезда князь толком не успевает озвучить, так как оказывается втянут в головокружительный водоворот событий. И действительно, он словно попадает не в человеческое общество (которого по причине болезни своей был лишен практически всю сознательную жизнь), а в омут, жаждущий затянуть на самое дно.
Все носятся со своими страстишками и желаниями, основные из которых (сразу для нескольких персонажей) становятся навязчиво-роковым,- жениться на девице Настасье Филипповне, или просто набиться к ней в любовники. Мышкин, пребывая в недоумении, как он оказался в сим коварном водоёме, подспудно начинает испытывать чувства к этой женщине. Сюжет закручивается.
Изначально комедия, даже фарс, перекликаемый трагизмом историй Мышкина, постепенно уходит в болезненную драму. Разыгрываемые сцены настолько эмоциональны, что каждый раз доходя до кульминации, грозятся разразится катарсисом.
Один из важных вопросов, часто задаваемых по ходу романа, что делать с искренностью, которая обязывает быть честным. Является ли преступлением, прямое высказывание человеку то, что о нем думает апонент? Безусловно! Это не просто задевает суть социальной морали, но и корёжит и ломает всю основу общества. Поэтому, в адрес человека, без какой-либо выгоды и злобы, говорящего правду, постоянно прилетает слово: "Идиот". И по первому, предвзятому взгляду своему, общество считает правдоруба Мышкина тихопомещанным простачком. Но так ли прост на самом деле князь, который буквально читает по лицам людей, озвучивая суть их личностей, аки пророк. В наше время он вполне сошел бы за хорошего психолога. Психолога, которого, в первые гипотетические посещения его пациентами/окружением, считался смешным до абсурда идиотом. В последующие - они сами сводили с ума князя своей идиотией. Кажется, что бежать от этого сумасшедшего дома, идеально правильный вариант. Но люди на столько сильно успевают затянут Мышкина в свое болото, что выбраться из него становится едва ли разрешимой задачей.Неспешный, насыщенный сверхэмоциональными эпизодами роман, с философией о смысле нахождения/предназначения человечества в этом мире, способности его сострадать, принимать и любить себе подобных. Сильно, глубоко, актуально... Кстати, о последнем. Об актуальности в современном мире классической литературы. Здесь она присутствует буквально. А именно в примере отношения генерала Епанчина к браку своих дочерей. Система, которую он придумал, более, чем современна. Не давлеть над своими чадами, чтобы самому не исходиться в нервах по поводу их холостяцкого положения. И тогда они, благодарные от такого "равнодушия" не будут донимать тятеньку нытьем, что все кандидатуры неподходящие и видимо им суждено умереть старыми девами. Таким образом система Епанчина призвана обеспечить умиротворение отцам и детям.
А про метод воспитания детей князя Мышкина и не приходится говорить. Он даже в наше время слабо реализован, а должен быть полноценно! Как минимум, хотя бы - разговаривать с ребенком на равных, не приписывая ему априори, в силу возраста, слабость ума.PS Создается более, чем логичное, впечатление, что люди, беспрерывным потоком устремляющиеся к князю Мышкина, дабы излить свои переживания, страдания и прочие рефлексии (исповедать?) остро нуждаются в спасении. Является ли в таком случае произведение - интерпретацией о том самом Спасителе?..
6259