Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 5. Доктор Фаустус

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Аноним27 января 2025 г.

    Ameno

    Пу-пу-пу...

    Хотелось бы этим и ограничиться, конечно.

    Не вина автора, а исключительно мой недосмотр, но оказалось внезапным, что книга про художника — это книга про композитора. Художник = композитор. В каком-то смысле это можно понять, музыкант вместо кистей и красок использует партитуру для создания своего произведения, но я всё равно недоумевала всю книгу от такого именования.

    Вообще в тему музыки Манн погрузился основательно. Жизнеописание композитора Адриана Леверкюна, рассказанное его другом, перемежается солидными музыкальными отступлениями с подробными описаниями, что конкретно использовано, как и почему. Думаю, ценители будут впечатлены этим; да простит меня Манн за вольность терминологии, но я бы это обозначила «заморочился так заморочился». Собственно, была впечатлена этой основательностью подхода, скрупулёзным перечислением, которое наверняка способно создать нужное впечатление у музыканта. К сожалению, лично я ничего не понимала, однако это очевидно исключительно моя забота. Вот был бы Адриан художником в смысле художником…

    Несмотря на то, что книги Манна по своему характеру отличаются друг от друга, остаются неизменными долгие и глубокие рассуждения, к которым просто нужно быть готовым. Никаких small talk, тут вам не проза Хемингуэя, диалоги обо всём на свете будут тянуться страница за страницей, и упаси вас Господь отвлечься на полстрочки. Преимущественно обсуждается тема свободы человека, тема веры и предназначения — что, естественно, ожидаемо от книги с таким названием. Дополнительно это настроение усиливается рассуждениями самого рассказчика-немца, пытающегося пережить развязанную Германией войну, которую он не поддерживает.

    Книга ощущается не столько тяжелой, сколько тяжеловесной. Ей нужно много времени и много внимания, чтение для отдыха ума — совершенно не про неё. Вопросы, конечно, остаются. Каковы истоки и развитие безумия Адриана? Он сам себя довел? Это было неизбежно, поскольку человек и сейчас не может во всём контролировать свою психику? Лично я склоняюсь к влиянию отвратительных обстоятельств и собственного характера. Одна война за другой, стремительное развитие мира, смена ценностей, попытки найти своё место в мире и одновременная вера в собственное превосходство именно до такого финала и могут довести. Уверена, перенеси автор события лет на 15 вперёд — получилось бы ещё хлеще. Пожалуй, в определенном смысле можно провести параллель между образом Адриана и образом самой Германии: вера в свою исключительность, вера в своё право, попытка быть чем-то выдающимся, несравненным — и крах всего в попытке угнаться за пьедесталом.

    15
    870