Рецензия на книгу
Размышления
Марк Аврелий
Аноним27 января 2025 г.самое укромное место в мире.
Стоическое учение хорошо тем, что подходит любому человеку независимо от его социального положения. Ты можешь быть рабом (Эпиктет), можешь быть торговцем (Зенон), можешь быть учителем жизни и моралистом, сподвигнувшим своего ученика на матереубийство, а после оправдавшим его (Сенека), да чего мелочиться, ты можешь быть даже императором (Аврелий).
"Нравственные письма Луцилию" - моя настольная книга, я очень её люблю и ценю. Она регулярно приходит мне на выручку и исцеляет моральную боль, а временами даже физическую.
Подход Эпиктета не зашёл мне абсолютно. Он очень контекстуальный и зацикленный на свободе. Он словно гностик противопоставляет нам духовное и материальное и намекает на то, что "тело - тюрьма души".
Аврелий же, а точнее - его записи, показались мне чуточку сумбурными. Повторяющие друг друга, написанные бессистемно, абы в каком порядке, они подчёркивают, что Аврелий делал их для себя. В сравнении с Сенекой его язык кажется тяжёлым и громоздким, если замечтаешься и отвлечёшься, можешь вылететь из повествования и придётся всё перечитывать. Удивляться этом не стоит. Сенека был учителем и знал как правильно доносить материал. Каждое его письмо - урок; тема, которую его ученик должен был усвоить. А у Марка же не было цели учить, повторюсь, он делал записи для себя, а когда человек пишет для себя, то попробуй разберись в его заметках и руководствах.
Аврелий начинает свои записи с перечисления людей, которым в этой жизни благодарен, он записал их имена и советы, которые они ему дали. В целом, это очень информативная часть, в которой приведены стоические постулаты:
> довольствуйся малым;
> нужно иметь цель и двигаться к ней;
> не трать время по пустякам;
> будь готов примириться с обидчиком;
et cetera.
В ней Марк также признаётся, что уже ребёнком почувствовал влечение к греческому образу жизни (простой и без роскоши), коему и следовал до самой смерти. Попутно он возводил философские школы в Афинах и делал свои заметки на греческом, а не на латыни. Ах, Эллада, чаровница души.
Я считаю, что понимание Марком Аврелием мира и человека - фундамент, на котором строится вся его философия. И, следовательно, начать нужно именно с него, и только потом переходить к этике, жизненным принципам и нашей взаимосвязи со вселенскими процессами.
По Аврелию, мир - это град, а каждый человек - его гражданин. У всех нас общее духовное начало и общий разум. А раз разум общий, то и закон тоже общий. Иными словами, мы все - часть мира, а значит подчинены его процессам.
Сам же человек тройственен, то есть сочетает в себе три компонента:
1. Тело - кровь да кости, бренное плетение из нервов, жил и артерий;
2. Жизненная сила (душа) - дуновение, ежемгновенно то выдыхаемое, то вновь вдыхаемое;
3. Руководящее начало - разум, гений человека, его божество. Самое главное в нас. Нужно не допустить его порабощения, не допустить, чтобы кто-то им помыкал.
Из приведённого выше можно сделать несколько выводов:
1. Закон человека - это закон мира. Следовательно, человек един с миром, с природой и вселенскими процессами. Он не может существовать вне мира, так как является его частью, а значит должен жить с ним в согласии;
2. В человеке главное - разум. Следовательно, в своём взаимоотношении с миром он должен опираться в первую очередь на него.
И здесь у нас появляется важная идея: раз у человека есть разум, значит у него есть право выбора (которым нас наделили Боги), а значит только от нас зависит впадём мы во зло или в добро.
Да, мы часть мира. Но часть в какой-то степени автономная. Несомненно тело и душа подчинены общим процессам, но разум зависит только от нас. Мы обладаем правом выбора, который нас определит. Мы создаём свой путь.
А в остальном, да:
Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостовернаИ бренность нашего тела приведёт к неизбежному - к смерти. Но смерть - это что такое? Это природный процесс. А природный процесс не может быть дурным. Это часть мира, а значит и наша часть тоже.
Все что ты видишь подлежит изменению и скоро исчезнетИ если ты боишься умереть, то проблем не в самой смерти, а в тебе. В твоём внутреннем отношении к ней, которое ты можешь поменять с помощью своего разума.
Ведь разум - наше всё. Благодаря нему мы выстраиваем отношения со всеми мировыми процессами. И только мы виноваты в том, что впустили в себя убеждения, которые стали терзать душу. Ведь "вещи не касаются души, но пребывают в покое вне её".
Иными словами, всё идёт от нашей головы. Страдаем ли мы от утраты, боимся ли темноты, не можем проснуться утром, ленимся ли идти на тренировку. Всё от головы. Значит мы подчинили этому свой разум. И только разумом мы сможем всё исправить. Да, болит тело; да, разгулялись гормоны; да, выработалась деструктивная привычка.... всё из головы. Из вашего отношения к этому. В ней же и исправление: стойкость, терпимость, добродетельность, приверженность делу, etc.
С помощью разума мы даже можем сделать нашу душу самым укромным местом в мире, где будем проводить время с самим собой; местом, куда никому кроме нас нет возможности проникнуть. В нём мы и найдём уединение и покой.
Чуть выше мы затронули тему смерти. То есть некую точку прекращения жизни. Как бы это грустно не звучало, но мы все когда-нибудь умрём. Следовательно, мы находимся между двумя точками: "рождение" и "смерть", а между ними у нас что? Правильно: время. Ещё один важный аспект нашего существования.
И тут я хотел бы провести некую параллель между Аврелием и Сенекой.
Вот как было у Сенеки: кроме времени нам ничего не принадлежит. Только оно наше. И, следовательно, нужно разумно подойти к нему и не растрачивать на ненужные вещи.
Аврелий же, хоть косвенно и соглашается со своим предшественником, делает акцент больше на скоротечности. На том, что время пролетит за мгновение. На том, что не важно сколько вы будете жить 100, 1000 или 10000 лет, оглянитесь назад и увидите, что всё ваше прошлое - одно мгновение. Следовательно человек владеет только настоящим. А прошлое и будущее ему не принадлежит. А раз оно ему не принадлежит, то почему он должен о нём переживать?
Из одной идеи мы перешли в другую, но возвращаясь к тому с чего начинали: у меня возникло ощущение, что если у Сенеки идёт акцент на том, что время - это ВСЁ, то у Аврелия на том, что оно - НИЧТО. Подход более пессимистичный что ли.
И раз уж мы заговорили о пессимизме. В работе Аврелия эти нотки звучат очень звонко. Его мир бренный. Всё уходит, всё разрушается, умирают люди, города уходят в прошлое, и скоро всё это будет забыто. Как мёртвыми станем и мы, и нам будет всё равно на то, чем занимались при жизни.
Скоро ты забудешь обо всём, и всё, в свою очередь, забудет о тебеНо во всей этой бренности и фатальности, во всём этом пессимизме и скептицизме, мы видим некое обращение к самому себе: просто будь хорошим человеком. Сосредоточься на себе и своём отношении к миру. Работай. Совершенствуйся. Да, может ты далеко не самый талантливый и способный, да, возможно, у тебя к чему-то нет предрасположенности. Но разве это мешает тебе просто быть хорошим человеком?
17462