Рецензия на книгу
Процесс
Франц Кафка
Аноним10 апреля 2015 г.Абсурдный реализм, гротеск, эстетская насмешка - все это Процесс. Не могла на протяжении всей книги отделаться от мысли, что листаю альбом художника-графика - искаженные, угловатые фигуры прерывают чередование черных и белых полос, лица, выхваченные из тьмы, молчаливость камня и гулкость немых коридоров, наполненные страхом глаза и закрытые ладонью рты. Все это Процесс. Так как произведение восстановлено из "вороха бумаг", есть некоторая обрывочность, недосказанность. Однако в столь нелепых сценах, происходящих во вполне будничных условиях, данный факт кажется вполне уместным, будто задуманным самим автором. Сухое, монотонное повествование, в истинно немецком стиле, оставляет недоумение - как могут все эти вещи иметь место быть? Думаю, все сразу вспомнят порку экзекутором двух стражей в банковской кладовке. И не только ее. Реализм так неприкрыто смешанный с фантастикой делает произведение необычайно интересным. Автор не пытается обмануть, нагнать таинственности. Он просто рассказывает историю Йозефа К., служащего банка, каких тысячи, историю обвинения, приговора без суда и следствия и, как очередной за гранью понимания, приведения его в исполнение. Все это не сон, хотя и сон К. видел. Реальность и фантазия тесно переплетены здесь. Кажется, будто К. - единственный здравомыслящий человек здесь, все остальные кажутся либо зомбированными, либо немного не в себе . В памяти всплывает "1984" Оруэлла. Только в Процессе роль всевидящего ока исполняет высший суд. Кафка подробно описывает систему работы суда, где мы отчетливо видим очередную нелепую организацию. Мы будто поднимаемся по огромной винтовой лестнице, все выше и выше, так, что кружится голова. Обычные люди с лицами, искаженными неизвестностью, сидят на ступеньках в самом низу, а до вершины им не добраться. Им не дано узнать, кто будет их судить, и, что является главной загадкой для Йозефа К., за что? Ощущение розыгрыша постепенно проходит, беспомощность перед целой системой с проверками, судами, абсолютная обезоруженность ГГ делает его лишним в этом обществе абсурда. Он не захотел уверовать и бороться как все, годами, махая мечом в схватке с призраком. Его удел предрешен. В фильме 1962г. антураж более колоритный, нежели он представляется по книге. Но снят прекрасно! В очередной раз убеждаюсь, что Энтони Перкинсу предначертано играть не хочу сказать "тихих сумашедших", но интровертов и меланхоликов точно. Роми Шнайдер в роли Лени восхитительна. Её чувственность хорошо сочетается с чисто кафкинским окружением, где эмоциям, казалось бы, не место. Но именно эмоции захлестывают читателя с первых же страниц. Получаешь просто мазохистское удовольствие не столько от сути повествования, сколько от самой манеры. Вот такой парадокс!
459