Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Убить пересмешника...

Харпер Ли

  • Аватар пользователя
    Аноним25 января 2025 г.

    Южная готика/Что воплощает в себе загадочный "Страшила Рэдли"/Кладезь морали

    Харпер Ли «Убить пересмешника» - воспитательный роман, имеющий черты такого жанра как южная готика, повествующий о событиях 30-ых годов XX века и царящей во время них «великой депрессии», которой подвергся штат Алабама.
    Для проведения качественного анализа произведения и его верной интерпретации следует понять, что воплощает в себе южная готика. Зачастую данный жанр описывает период с конца Гражданской войны в США до начала «великой депрессии», соответственно, охватывает период с 1870-ых по 1930-ые г.г. Так, южная готика включает в себя некие элементы готической литературы: склонность к гротескному, мистическому и макабрическому (от слова «макабр» - «пляска смерти»). К данному литературному жанру авторы обращались в тех случаях, когда стремились воссоздать атмосферу увядания и раскрыть в произведении такие темы как расизм, преступность, нищета и насилие – подобное является отличительной чертой южной готики от классического готического романа, в среде которого преобладает сверхъестественное.
    Исходя из сказанного выше, можно выделить проблематику художественного текста. В «Убить пересмешника» одной из поднятых писательницей проблем является расизм – вопрос, не теряющий свою актуальность со времён основания США. Осветить данную проблему в произведении Харпер Ли смогла посредством создания образов афроамериканцев, ставших жертвами социальной несправедливости. Один из них - таинственный «Страшила Рэдли», являющийся, по мнению детей, неким монстром; Джим описывал его как существо «примерно шести с половиной футов высотой, судя по его следам; он ел сырых белок и всех котов, которых мог поймать, из-за чего его руки были запятнаны кровью - если есть сырых животных , то кровь никогда не отмоешь. Длинный неровный шрам рассекал его лицо; те зубы, которые у него остались, были желтыми и гнилыми; его глаза выпучивались, и большую часть времени он пускал слюни». Второй же герой – Том Робинсон – человек, который подвергся необоснованным обвинениям со стороны светлокожих, тех, кто в тот период негодовал из-за потери своего места на вершине иерархии и потому всячески стремился подкреплять уже и без того устоявшееся в обществе превратное мнение о представителях негроидной расы. Примечательно, что в конце произведения именно посредством наблюдения за случившейся с каждым из упомянутых ранее персонажей ошибочной ситуации, дети осознают несовершенство мира и убеждаются в том, что многие представители общества пренебрегают справедливостью, более того, иногда, например, как было продемонстрировано в самом романе, сами же выступают катализатором умаления значимости правды.
    Наблюдая за развитием сюжета, можно сделать выводы о том, что Харпер Ли показывает последствия различных предрассудков – расизма, сексизма и нищеты. Прежде был упомянут первый из перечисленных, теперь же стоит рассмотреть, как остальные два нашли отражение в произведении.
    Прежде чем пояснить, в чём проявляется сексизм как проблема, освещенная в романе, следует отметить, что, как упоминалось ранее, книга «Убить пересмешника» была написана в 1960-ом году, именно тогда женское освободительное движение вело кампанию за полное социальное и юридическое равенство между женщинами и мужчинами. В сюжете признаки дискриминации прослеживаются в ситуациях, с которыми сталкиваются дети, в подобном, к слову, заключается особенность композиции, о которой речь пойдет чуть позже.
    Так, Джин-Луиза Финч с прозвищем Глазастик — дочь Аттикуса — ещё будучи ребенком, раздумывает над фразами и словами, адресованными ей, дабы в момент распознать тайную насмешку или черты умаления прав, распространяющиеся на неё по половому признаку. Например, порой героиня высказывает недовольство, когда брат и друг Дилл называют ту «девчонкой»; кроме того, она расстраивается, когда узнает, что мальчики затевают игры без её участия. Джим же считает, что в основе многих проблем лежат повадки девушек, также предупреждает, что не будет проводить время вместе с младшей сестрой, если та не будет подавлять своё женское начало.
    Помимо детских насмешек и замечаний, Джин-Луиза подвергается осуждению и со стороны старшего поколения. Например, тётя Александра отрицательно относится к тому, что племянница носит брюки, вместо элегантных нарядов, которые, по мнению преобладающего количества людей, должны быть присущи представительнице женского пола, ибо те подчёркивают кротость и робость, которых, как считает сестра Аттикуса, недостаёт главной героине. На протяжении долгого количества времени Глазастик остаётся верной своим убеждениям, заключающимся в неудобстве и непрактичности одежды, которую навязывает патриархальный устой, а также порицает «женское общество», наполненное, как ей кажется, лицемерием и сквернословием, которые были замечены героиней во время собраний, проводимых тётей Александрой.
    Также ярким показателем освещённой в романе гендерной несправедливости является момент, в котором описывается судебный процесс Тома Робинсона; во время него Джин-Луиза удивляется отсутствию в зале представительниц женского пола, а позже узнаёт от Аттикуса, что, по традиции, в заседании имеют право принимать участие только мужчины. Подобное вызывает негодование у героини и демонстрирует читателям абсурдность ситуации, при которой гендерная принадлежность оказывает влияние на возможность пребывания в разрешении формальных дел. Так, Харпер Ли внедряет данную сцену с целью акцентировать внимание на столь значимой проблеме, которую многие люди, являющиеся объектом взращивания патриархальных взглядов, не могут в полной мере осознать и, соответственно, живут, претерпевая условия, к которым их обязывает общество, приобщённое к такому социальному строю.
    Особое внимание писательница уделяет нищете, которая находит отражение в одной из описанных в произведении семей. Боб и Майелла Юэллы призираемы горожанами за свой низкий социальный статус. Посредством их поведения показано влияния общественного мнения на формирование личностных качеств: притеснение со стороны окружающих взрастила в представителях этой семьи ненависть и тягу к обману. Так, полные злости, желая облегчить душевные тяготы и соблюдать порядок, выстроенный по правилу того, что человек, превосходящий в чём-либо другого, может позволить себе его притеснение, позволяют себе пренебрежительное отношение к тем, кто имеет ещё меньшее количество прав, чем сами Юэллы. Из этого вытекают особенности воспитания детей необеспеченными родителями: сын не посещает школу и безответственно относится к домашним заданием, уже в начале произведения становится понятно, что герой повторит судьбу своих предков, которые вели такую же беспечную жизнь. Его сестра же, вероятнее всего, находящаяся под гнётом отца, следующего расистским предрассудкам, соглашается на то, что бы подставить темнокожего парня, и заявляет, что тот надругался над ней.
    Указывая на пороки Юэллов, особое внимание следует уделить главе семейства. Боб – алкоголик, безработный член самой нищей семьи Мейкомба, олицетворяет тёмную сторону Юга: невежество и полные ненависти воззрения относительно афроамериканцев. По ходу сюжета он беспощадно избивает свою дочь, есть вероятность того, что подвергает физическому насилию, а позже и вовсе заставляет соврать, дабы подвергнуть казни Тома Робинсона. В конце произведения герой позволяет себе устроить покушение на детей Аттикуса Финча, в процессе наносит рану Джиму, но не успевает закончить начатое, ибо является убитым «Страшилой Рэдли» , который решает обезвредить врага.
    Автор не оправдывает аморальный поступок Юэллов их бедностью, а, напротив, демонстрирует её влияние на безнравственных людей, чья скверность усугубляется из-за жизненных обстоятельств. Кроме того, в очередной раз обличает абсурдность расовой дискриминации, которая предполагает разделение людей на порядочных и безнравственных в зависимости от цвета кожи.
    Особенность произведения и символика
    Уникальность романа «Убить пересмешника» заключается в построении его повествования. Так, главная героиня является рассказчицей, которая в подробностях описывает самые запоминающиеся и значимые моменты, пережитые в детстве. В процессе приобщения к данному произведению, читатель имеет свойство забывать о том, что повествование ведётся от лица маленькой Джин-Луизы Финч, подобное становится ясно по определённой манере излагать мысли и, самое главное, особенностям рассуждений, которые имеют свойство меняться в конце из-за перемен в мышлении. Харпер Ли, поставившая себе целью написать роман, отражающий одни из важных общественных пороков, должна была посредством сюжета приобщить читателей к основам морали, но при этом, осуществить подобное не навязчиво, а создав атмосферу и обстоятельства, благодаря которым рецензент, посредством анализа и рефлексии, сможет вынести для себя жизненный урок.
    В качестве повествователя был выбран ребёнок для того, что бы через его призму видения мира продемонстрировать судьбоносные события, к которым взрослый человек, обладающий сформированными личностными качествами, может относиться иначе, чем юная героиня романа, чьё мнение относительно определённых обстоятельств и действий старшего поколения формируется на основе увиденного. Кроме того, подобное является объяснением того, почему в «Убить пересмешника» мир представлен в двух стезях: добре и зле
    Примечательна также символика, которая в полной мере раскрывает идею произведения:
    1) Страшила Редли – олицетворяет период взросления Джин-Луизы и Джима; он выражается в том, что некие обстоятельства, пугающие детей в начале произведения, постепенно оказываются поняты, впоследствии чего герои одерживают победу над мнимыми страхами.
    2) Пересмешник – воплощает в себе невинность и непорочность, которую по мере того же взросления теряют в себе Глазастик и Джим, сталкиваясь с суровыми реалиями жизни.
    3) Тим Джонсон – бешенная собака, пристреленная Аттикусом из соображений безопасности, ибо та могла нанести вред жителям Мейкомба. Однако если рассматривать ситуацию через призму того, что животное нуждалось в помощи из-за плохого самочувствия и не имела цели нападать на окружающих, можно сделать вывод, что оно олицетворяет отсутствие гарантированной безопасности даже для беззащитного существа. Данную гипотезу подкрепляет тот факт, что подвергнувшегося несправедливому наказанию афроамериканца звали Том Робинсон; его имя и фамилия созвучны с кличкой собаки, и участь их имеет некую схожесть.

    Подводя итоги, можно сказать, что роман «Убить пересмешника», действительно, является поучительным, однако имеет особенность в повествовании, благодаря которому читатель приобретает знания о морали, не отчуждаясь от сюжета: подобное сохраняет интерес к книге, не позволяя сделать поспешные выводы о написанном. Кроме того, главным, по моему мнению, достоинством выступает цель - разрушение стереотипного мышления, которая наверняка была достигнута, ведь после прочтения многие, принятые как правильные с незапамятных времён суждения порицаются и аргументируются из желания продемонстрировать их ошибочность.
    Считаю, что данное произведение рекомендуется людям, для которых понятие незыблемой справедливости является аксиомой, ибо после прочтения будет ясно, что, к сожалению, в определённых ситуациях правосудие может не успеть восторжествовать.
    В целом, мне кажется, что «Убить пересмешника» - роман, который должен быть прочитан каждым индивидуумом, поскольку он помогает заложить основу морали, огородить себя от стереотипного мышления и обрести, а также развить значимые личностные качества.

    Содержит спойлеры
    1
    100