Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Death Cure

Джеймс Дэшнер

  • Аватар пользователя
    Аноним9 апреля 2015 г.

    Итак... наконец-то и я дочитала трилогию. ВНИМАНИЕ!!! СПОЙЛЕР!

    По давно заведенной для себя традиции, не стану писать негативный отзыв (лишний раз повторять то, о чем уже сказали многие и очень точно, не имеет смысла), но сразу отмечу один простой факт: если не каждый, то подавляющее большинство дочитали-таки серию до конца, потому что идея-то, зараза, заинтриговала!

    Многое уже было сказано как в защиту, так и против данного произведения, и я не могу не согласиться со всеми справедливыми замечаниями о нелогичности некоторых сюжетных линий "Лабиринта". Поэтому напишу о том, что мне в нём понравилось.

    В первую очередь, это начало книги и описание чувств главного героя. В отличие от произведений с похожим сюжетом, в которых ГГ попадает в незнакомый мир и, пострадав пару дней, шустро начинает его спасать, здесь - полная гамма переживаний и отличное описание впечатлений человека потерявшего память и попавшего черт знает куда и не пойми в какое общество.

    Во-вторых, увлекло описание устройства самого Лабиринта и существ его населяющих, а также то, как ребята четырнадцати - семнадцати лет организовали быт в Глэйде.
    Да, возникают вопросы: "Почему вы не сделали то или это, пока не появился Том?!", ответ предельно прост и циничен: "Потому что он главный герой и ему надо чем-то заниматься, оправдывая звание!". К тому же, я заметила, что и сам Автор по ходу повествования видел все эти "почему?" и как мог пытался на них ответить устами того же Тома и глэйдеров.
    Так же я вполне понимаю, почему никто не жаждал подставляться под укус гривера, чтобы вспомнить: последствий метаморфозы хватало для сторонних наблюдателей, чтобы тысячу раз подумать. Да и сомневаюсь я, что Создатели позволили бы вырваться из лап гривера кому-то, кто просто захотел вспомнить, пока эксперимент не вышел на финишную прямую. А случайные укусы - все для того, чтобы легонечко подтолкнуть к нужному эмоциональному фону. Переменные же нужны) И все мы помним, что даже прошедший метаморфозу глэйдер не всегда и не всё мог рассказать без риска удушить себя собственными руками. Кому нужна такая радость? Пока не прижало отключившимся Лабиринтом - никому, и я не могу их за это судить. Да, их отбирали по способностям, как "лучших из лучших", но, всё-таки, они же подростки и любые способности ещё развить надо! Да и не забывайте о простом человеческом факторе - ребята не гении в чистом понимании этого слова, а просто "способные". И они не обученные бойцы, чтобы вооружившись вилками и ложками лезть на гриверов. Поставьте себя на их место: еда есть, вода есть, одежда - тоже. Погодные условия - идеальные. Пока бегуны пытаются отгадать загадку лабиринта (не сдались же!) нет смысла собирать детей малых навроде Чака, подавляющее большинство которых ничего серьезнее лопаты в руках не держало, и лезть в самоубийственную вылазку, не зная, сколько врагов перекатывается по лабиринту, радостно пощелкивая ножами и пилами, приветливо помахивая отравленными щупальцами! И куда потом в нем бежать, особенно учитывая, что днём "врагов" не сыщешь, ночью стены перекрывают пути отхода, а проход в обрыве обнаружили чисто случайно.
    С одной стороны я соглашусь с обозначенным выше вопросом: "Почему не отравить?", но, вспоминая, мне кажется, что похожий вопрос в книге поднимался и сутью примерного ответа на него может стать: "Потому что а) гриверы - это роботы, б) Создатели, да и сам Глэйд не давали ребятам подходящих убойных ингредиентов". Но это уже лично мои догадки и со сто процентной уверенностью сказать я не могу.

    Рассуждать в этом ключе можно долго, а в результате получить ещё больше вопросов и нестыковок. Я согласна с тем, что промахов много, но, на мой взгляд, в первой части трилогии с обоснованием вполне все нормально, даже то, как ребята доверились "спасателям": а выбор-то какой? Врывается куча вооруженных солдат, не дают времени обдумать ситуацию, а ребята и без того на грани нервного срыва - попробуй, поразмышляй тут здраво! Да и помнится мне, что Том всё равно был на чеку.

    "Испытание огнём" тоже, в принципе, по обоснованию вполне себе ничего, хотя вопросов из разряда: "А зачем?" возникает все больше и чаще, но их откладываешь в сторону, в ожидании, что в конце все расскажут и покажут. По ходу чтения отдаешь внимание персонажам и тому, что валится им на головы, и, пока что, всё оправдываешь одним единственным: "Потому что это эксперимент", "Потому что ребята плохо представляют себе мир", "Потому что иначе никак - смерть", "Потому что всё подстроено ПОРОКом так, что "налево" мальчики повернуть просто не могут - их вынуждают действовать по плану" . Но и надежд на то, что итогом всей этой беготни станет нечто поистине достойное, что объяснит все "зачем?" и "почему?" - тоже, не в сравнение, больше.
    Описание Жаровни - классное. Динамика повествования - на уровне. Эмоциональная составляющая - тоже вполне понятна. Мне очень понравилась жестокость и решительность конкретно Минхо (поплакать о павших товарищах можно и потом, выжить бы), но это уже личное мнение, на котором не стану заострять внимание.
    Короче, повествование держит в напряжении... ровно до момента появления группы "В" и связанных с этим поворотов сюжета в сторону идиотизма! Вот тут начинается третья книга, пусть и не официально.

    К сожалению, даже у меня язык не поворачивается оправдывать третью книгу. Простите.
    Единственное, что в ней мне действительно понравилось, точнее не "понравилось", а "запомнилось и запало в душу" - эмоциональная составляющая темы Ньюта: стремление Минхо спасти его, рассуждения, когда они улетали из Дома и переживания друзей. Да, вот это было сильно! Это я запомню!
    Касательно остального... ругаться в эфире матом нельзя, а очень хочется.
    Закрутил, завертел сюжет! Столько дров наломал, столько щепок полетело в разные стороны, а как всё это дело собрать и разложить в логический финал, похоже, сам не понял. Словно писал, думая: "Ок, в конце придет идея, как всё это свести воедино!", ан нет! Издатели давят, читатели просят, дэдлайн "ещё вчера", вот и вышло, что вышло.
    Но как так можно было спустить сюжет на тормозах? Как можно было центр сюжета - Томаса - отодвинуть куда-то в сторону и сделать из главного героя главного нытика, разрывающегося между двумя дамами?! Ладно Тереза - яркая, сильная девушка, с огромным потенциалом. Но Брэнда - совсем плоский персонаж, не вызывающий симпатии и сочувствия, под конец мне совсем надоела монотонным: "Не во всем я тебе врала, Том!". Да мы с первого раза поняли, незачем повторять это в каждой главе! Да и вообще Хорхе и Бренда меня совсем не радовали своим присутствием в произведении! Из подростков они вдруг превратились в матерых работников ПОРОКа со смутным прошлым и плохо обозначенными мотивами. Взрослые же в книге ведут себя как последние "конченные". Работники ПОРОКа не как гении всего и вся, а как дилетанты жизни не знавшие. Система охраны при всей тех.оснастке - ни к черту. Наемники, охраняющие здание, словно просто к кителю пришили табличку с должностью. Ужас!
    Появляются какие-то ненужные персонажи: Винс, Ганс, Галли (этого-то зачем вообще оживили?! Какую-такую смысловую нагрузку он несет?! Лучше бы уж Чака вернули - вот это был бы ход со стороны ПОРОКа, зная, как относится к нему Том! На этом можно было бы сыграть!). Да и вообще, когда убирали у Тома чип, почему Минхо тоже не подключить к сопротивлению? Вдвоем бы они Ганса быстро уложили.
    А позже, - в чем была логика "Крысуна", отпустившего Тома? Вдарил по голове и потащил в пещеру мозг препарировать, ведь чип-то изъят и данные не поступают! Какие такие Переменные они там получали ещё?! Всё, баста! Всем уговорам должен был прийти конец!
    А Советник Пэйдж? Притянутый за уши персонаж, не сыгравший никакой толковой роли в произведении. Как, скажите мне, она умудрилась уговорить снять Тома с операционного стола, учитывая степень помешательства главного злодея?
    И что это вообще за жалкое оправдание собственного идиотизма в заключительном меморандуме? Ой, простите, мы несколько заигрались, живите, дети, счастливо в мире, где продолжает гулять Вспышка, а так как за пределы планеты вас не выбросили, ждите, рано или поздно, она всё-равно до вас доберется...
    Смерть Терезы я вообще комментировать отказываюсь. Нет, я всё понимаю, но так неинтересно убить одного из самых продуманных и ключевых персонажей? Причем скопировав смерть незабвенного Чака.

    Все три книги на каждом углу вопили: "Томас, ты ключ ко всему!", "Ты - Создатель!" и тд и тп; заинтриговали, наобещали вселенскую развязку, перебили кучу народа, а на выходе... даже не "пшик", а недоуменный вопрос: "И что это было, простите?!", а главное: "ЗАЧЕМ?!". Просто перечеркнул всё, что писал! И значение Тома в книге, и жестокость экспериментов и прочее-прочее-прочее.

    Вот тут-то и всплывают загнанные до поры до времени вопросы: "На кой ляд умирающая цивилизация тратила такие огромные ресурсы на непонятный эксперимент, когда на эти деньги на другую планету улететь можно было?!", "Зачем брать школоту в спасатели мира?!". Ну ладно я могу это оправдать тем, что мозг подростка подвижен и реакции более красочные, в отличие от "застоявшегося" разума взрослого, чем и обосновывается отсутствие страха в некоторых местах и нестандартность принятых решений... Черт с ним, пусть так, я бы сказала: "Окей, допустим, верю"! Но ведь нет! Ну ладно, если бы мне в конце сказали: "Вы прошли через всё это, чтобы познать ужас хаоса и злобный гений возгордившегося человека, а познав наплодить поколение, которое будет учиться на ваших ошибках, а теперь ступайте с миром, дети мои, плодитесь и размножайтесь - возраст у вас как раз! Так и было задумано ПОРОКом, аминь и бал-бла-бла!" - я бы тоже, кое-как, но поняла сюжетный ход. Но опять нет! Да в конце-то концов, почему бы не закончить самым ожидаемым уже концом: всё это лишь плод больного воображения зараженной Вспышкой верхушки, и ничем, кроме садизма и эгоизма не оправдывается: "Плевать на планету, зато нам, больным и обреченным, весело наблюдать за помирающими иммунными, вот и всё! Подумаешь тучу денег тратим, а что с ними ещё делать? Всё равно все помрем - лекарства-то нет. Так хоть над не зараженными поизмываемся". Вот это была бы концовка! - жестокая, зато хоть что-то объясняющая, если уж не вернули Тому память и не сделали его директором проекта окончательно.
    В общем, вариантов, как можно было бы закончить, масса, но ни в одном из них нет места реальной концовке.

    В итоге я молилась только о том, чтобы Минхо не убили! - он и Ньют остались моими любимыми персонажами.

    И да, - с жаргоном Автор реально переборщил.
    Разочарование, короче. Особенно учитывая, что и написано динамично, и идея была хорошая, и первые две книги были, действительно, интересными.

    4
    64