Рецензия на книгу
Antkind
Charlie Kaufman
SssDemon99924 января 2025 г.Я был занят: у меня менялась вся жизнь
Главный персонаж Б. Розенбергер Розенберг - неудачный кинокритик, который практически через каждую фразу напоминает всем и в том числе читателю, что он не еврей☝️
Однажды он встречает Инго Катберта, старика, который почти всю свою жизнь положил на то, чтобы снять фильм длиною в три месяца! И вот, наш герой выбивает себе место в первом ряду и является первым человеком, который и посмотрит этот фильм! Но, к сожалению, Инго умирает во время просмотра фильма, а в один момент и вообще сгорает вся пленка, оставив лишь один кадр, а герой пытался спасти ее из пожара ... Теперь нашему Б. который одержим кинопленкой, предстоит после тяжелой комы восстановить все события фильма, одно за другим, чтобы написать замечательную книгу о настоящем шедевре и прославить Инго, как режиссёра, а себя как его поверенного и человека, который оказался первым, кто откопал этот шедевр.
А как он будет восстанавливать все это - очень большой вопрос и, на самом деле, пока пугающий, ибо наш Б. сам по себе очень и очень неоднозначный персонаж.
Небольшая вводная истории, так сказать главная цель нашего героя, за которую он хватается, дабы не потонуть в том безумии, в которое он периодически падает, а его здесь много ...
«Муравечество» Чарли Кауфмана по своей сути можно назвать многослойным романом, некой игрой с читателем, игрой с текстом и заигрыванием с чем-то иррациональным:
1. Первый слой, назову его «Вспомнить всё» - где наш Б. Розенберг пытается по крупицам восстановить каждый потерянный кадр фильма Инго, при этом копаясь в своей голове и своих знаниях наслаивает всё сверху множественными пасхалками и сравнениями к известным режиссёрам/фильмам/актёрам. Рассуждает на тему критики фильмов и даже рассказывает свою правильную систему просмотра каждого фильма, дабы оценить его по достоинству! Самое смешное, что здесь вы можете встретить то, как Чарли Кауфман, буквально, пытается опростоволосить сам себя, называя себя же бездарным режиссёром, который вкладывает слишком много смыслов в свои творения, но не заботится о своём зрителе!
2. И тут же первый пункт плавно вытекает во второй «Культура общества и современные проблемы», пусть это звучит так - по тому, как высказывает свои мысли Б. Розенберг можно понять, что сам герой у нас далеко не очень приятный человек, скажем так, неопределившийся. Он, словно, пытается угодить всем сторонам нового современного общества, и вашим и нашим. Он поднимает вопросы гендерного разделения, феминизма, расизма и еще много интересного, что сейчас так сильно коробит весь мир. Но при этом внутри себя проскакивают диалоги совершенно обратные тем высказываниям, за какие топит наш главный герой. Не забывая о том, кем он является он пытается донести до нас, что окультуривание общества пало ниже некуда, порассуждает на тему создателей искусства и тех, кто его потребляет, опять же все сдабривая множественными отсылками на каждый случай.
И третий пункт, наверное, самый ироничный во всей этой книге «Распад личности» - я поняла это так, а если призадуматься, может так оно и есть? Ведь герой постоянно находится в поиске себя, он одинок по-своей сути и пытается найти хоть какое-то прибежище для своего «я», а фильм Инго даёт лишь повод заглянуть внутрь себя. Б. Розенберг постоянно распаляется своей любовью на каждого встречного, он словно просит этой самой любви, неважно в каком виде, пусть даже это будет просто секс, который он явно не получает, просто потому, что он никому не нужен ... Даже своей дочери, которая и за мужика то его не считает, вот ведь тоже вопрос, который жестоко отсылает нас к гендерному вопросу: что есть в этом мире женщины, а что мужчины? Что они дали этому миру?
И всё больше погружаясь в своё галлюциногенное приключение по своим воспоминаниям, Б. Розенберг примеряет на себя различные роли и прокручивает у себя в голове абсурдные сцены, которые ближе к финалу книги приобретают мощные масштабы, что порой себя ощущаешь в наркотрипе.
Много мыслей, много различных рассуждений, было интересно информативно изучать все отсылки, а особенно отсылки, связанные с кино и узнавать для себя что-то новое. Да, эта книга еще и явно для расширения читательского кругозора, в которую не стоит погружаться на пару вечеров, а лучше вникнуть в нее и как всегда каждый может найти для себя различные смыслы этой истории.
В какой-то мере, я бы даже назвала «Муравечество» - диалог автора с читателем, посредством нашего главного героя, попытка донести до всего общества свои мысли, так тревожащие весь мир и самого Кауфмана. Но также, постарайтесь для начала понять творчество самого Кауфмана, на изначальном уровне, как много и кропотливо он работает над своим творением и какие рефлексии там можно встретить.
Что же до самого главного - фильма Инго, который так кропотливо собирался на протяжении всей книги
... оставлю, как маленький крючок на будущее, если вдруг захотите прочесть эту книгу.6333