Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка-одуванчик

Роберт Янг

  • Аватар пользователя
    Аноним9 апреля 2015 г.

    Afternoon on A Hill

    I will be the gladdest thing
    Under the sun!
    I will touch a hundred flowers
    And not pick one.

    I will look at cliffs and clouds
    With quiet eyes,
    Watch the wind bow down the grass,
    And the grass rise.

    And when lights begin to show
    Up from the town,
    I will mark which must be mine,
    And then start down!

    Edna St. Vincent Millay

    Когда-то в нежном отрочестве купили мне Антологию американской фантастики в 14 томах - и это, скажу вам без утайки, было книжное пиршество и открытие многих и многих авторов любимого жанра. Одним из произведений, запавших в мягкое и впечатлительное сердце подростка, стал рассказ "Девушка-одуванчик" Янга.
    И вот перечитала его сейчас - хм. Фантастика - в смысле строгого научного фундамента - там, прямо сказать, сомнительная. Вы только подумайте: 2201 год нашей эры, две машины времени, изобретенные параллельно (!), причем одна государственная и строго охраняемая, а вторая - подпольная, стоит у гениального физика в доме, а дочка его втихомолку машину одалживает и мчится прямиком в милое прошлое, где олени, кролики и... ммм... красивые представители мужеского полу. На холме, который так восхитительно воспела бунтарка и красавица Эдна Сент-Винсент Миллей.
    Главное тут, конечно, отношения, а все эти механизмусы фантастикусы так, вспомогательные девайсы. Он, взрослый мужчина-сухарь, в отпуске, рыбачит, слегка - в меру - скучает по жене и сыну, видит Ее, юную, трепещущую, умную, романтичную, и...
    Ага. Вот она, проблема - любит Марк свою Анну, но незнакомка Джулия снится, мечтается, мерещится... И когда исчезает она с патетическим: "Но знай - что бы ни случилось, люблю!", сухарь наш раскрошен и рассыпан по всему романтическому пространству сентвинсентмиллейской возвышенности.
    А потом ненароком страдалец натыкается на коробку, а там такие интересности... И платоническая измена жене вдруг играет новыми красками, а финал так и вовсе становится поводом для длительных размышлений. Что само по себе - показатель качества литературного произведения.
    В частности, подумалось вот о чем: как бы близок ни был человек, сколько бы лет мы не прожили с ним под одной крышей, в нем вечно будет тайна. И секрет счастья, видимо, в том, чтобы каждый божий день эту тайну пытаться разгадать. И даже так: нужно каждый день в нее, тайну эту, влюбляться. Как в первый раз. Иначе проклятый быт засосет и проглотит, и в один нехороший день любовь заартачится и не придет на зов. Убежит куда-нибудь... на холм с оленями и кроликами.
    Ассоциации увели в сторону Брэдбери и пары Монтэг-Кларисса, чем-то неуловимо похожи эти истории, и даже пахнут почти одинаково - вкусно, осенними листьями, дымком и светлой грустью.
    Самое интересное вот в чем: вижу, что не самый великий в мире рассказ, и НФ тут с краешку примазалась, но до боли поэтичен и до краев, доверху наполнен искренностью, мудростью и нежностью. А ведь это именно те качества, от нехватки которых страдают многие и многие современные авторы. И посему ставлю твердую четверку с половинкой-плюсиком.

    9
    60