Рецензия на книгу
Death in Venice
Thomas Mann
Аноним23 января 2025 г.Издох пришёл
Пятидесятилетний вдовый писатель фон Ашенбах от скуки отправляется в путешествие и в Венеции примечает, едва скрывает своё восхищение красотой польского мальчика Тадеуша, отдыхающего со своей семьёй.
Начальные зарисовки чёрных, как гробы, гондол, аллюзии на античные легенды и мифы, молодящегося смехотворного старика-пассажира отыгрывают во второй половине новеллы мором, дикими суеверными плясками, манией и падением личности. Образный язык и авторская стилистика не могут оправдать выписанную гнусность, которую читатель может принять за романтику или эстетсво. Если бы фон Ашенбах влюбился в одну лишь красоту, в образ, как случается с людьми творческими, то и ладно, но ведь чем дальше, тем гаже: герой грезит, что мор истребит всех, а он останется наедине с мальчиком, ведь "немыслимое и чудовищное казалось ему мыслимым и нравственный закон не обязательным". Вот бы все педофилы кончались также - сдох раньше, чем успел навредить. Хотя последнее сомнительно, ибо мальчик и его родня не дураки и обратили внимание на нездоровый интерес странного Ашенбаха. Герой не раз подмечал болезненное состояние мальчика, суля тому недолгую жизнь, а своим маниакальным преследованием подорвал ещё и психическое здоровье неокрепшего организма.
Литература - одна из призм отображения действительности, зеркало общества. Может новелла и изображает декаданс, загнивание, подобно миазмам венецианского болота, но красочное выписывание терзаний интеллигента также может вознести произведение до уровня, когда оправдывают всё и всех. Возможно, по таким книгам из "своего времени" можно проверять, какими пороками всё ещё заражено современное общество.
Содержит спойлеры7442