Рецензия на книгу
A Memory Called Empire
Аркади Мартин
Archangel23 января 2025 г.Фантастика как театральная постановка
А если сказать точнее, попытка разобраться в вопросах культурных и идеологических различий между людьми в декорациях космической фантастики. Декорациях изящных, сложных, красивых, но абсолютно игнорирующих технологии, необходимые для их создания.
И тем не менее, мне понравилось. Настолько, что я не стану перечислять множество логических несоответствий, делающих сюжет этой книги невозможным. Я допускаю, что автор сознательно пошла на упрощение технической составляющей истории чтобы выделить то, на чем хотела сосредоточить фокус внимания читателя. И ей удалось. Погружаться в хитросплетения политических игр Тейкскалаана интересно и занимательно, а герои прописаны так, что их хочется понимать.
По сюжету Махит Дзмаре прибывает в господствующую империю Тейкскалаан в качестве посла станции Лсел (ее родного независимого космического государства). Ей предстоит выяснить, что произошло с прежним послом Искандром Агавном и не допустить аннексии Лсела в ближайшем будущем. Почти сразу она узнает, что Искандр мертв, почти сразу становится ясно, что его убили. Тейкскалаан улыбается ей самой вежливой из своих улыбок, но прячет за спиной клинок из стали. Махит не может понять — можно ли доверять хоть кому-то из окружающих ее людей. Каждый пытается использовать ее в своей собственной политической игре, каждый преследует свои личные, совсем не мирные цели. И все бы ничего, но Махит сталкивается с тем, что можно трактовать как предательство ее же собственной станции. Имаго-аппарат, хранящий память предыдущего посла и внедренный в мозг Махит, оказывается поврежден, она остается совершенно одна.
Здесь нет безопасности; есть только разная степень опасности. Она чувствовала себя на воле волн — и это еще до риска отравления цианидом.
Махит страдальчески подумала, что начинает учиться техникам допроса. Допроса злых и усталых людей в культурной изоляции.
Так странно: требовать свободу в собственных апартаментах — на свой дипломатической территории, — а найти ее только здесь, в какой-то очень сложной версии плена.Вторым по значимости героем выступает Искандр Агавн. Мертвый Искандр Агавн. И, более чем, живой. Сознаюсь, я испытываю необъяснимую симпатию к персонажам, умершим еще до начала повествования, но оказывающим влияние на сюжет. И здесь у Искандра была значительная фора. Но даже если не учитывать этот фактор, он вполне удался. Все эпизоды где он появляется окрашены притягательным флером неразгаданных тайн и легкой печалью от осознания предельности человеческого существования.
Когда я была здесь в последний раз, я честно ответила, что вы не можете с ним поговорить, поскольку он отсутствовал вне зависимости от его желаний или желаний моего правительства; теперь я могу честно ответить иначе. Я – мы – это долгая история, и я ложилась на операцию, и у меня самая ужасная головная боль в жизни, и привет – я скучал…
Ничто не остается нетронутым, – пробормотал Искандр – молодой Искандр, ее, этот знакомый мерцающий голос, прорывающийся через помехи. – Ничто из того, что ты сделаешь, не остается незамеченным Тейкскалааном. Даже я это узнал.
За нас, – прошептал Искандр где-то, где она его почти не чувствовала. Скорее поднявшееся чувство, чем голос. – И за цивилизацию, если она останется.Аркади Мартин — доктор философии по средневековой византийской, глобальной и сравнительной истории. Тема ее диссертации "Представление досовременной империи: византийские имперские агенты за пределами метрополии". Зная эти факты становится понятно, почему автор именно так расставляет акценты и помещает в центр сюжета культурно-идеологические различия между героями и рассуждения на тему их преодоления. Насколько ты свой в чужой культуре, если понимаешь и любишь ее? Как сохранить независимость и собственную идентичность в мире, который постоянно меняется? Задавая эти вопросы автор играет на своем поле, пишет о том, что интересно и знакомо ей. И это завораживает.
22755