Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полный вперед назад, или Оттенки серого

Джаспер Ффорде

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2015 г.

    Роман Полный вперед назад, или Оттенки серого Джаспера Ффорде – это так называемая антиутопия с юморком; софт-версия, если сравнивать ее с такими тоталитарными жескачами как «1984» Оруэла или Замятинским «Мы».
    Да, после Великих Скачков Назад Коллектив, в конец отупев, живет по строгим (местами весьма абсурдным) правилам: по какой то немыслимой причине здесь запрещены ложки, прием пищи – в строго отведенное время, форма одежды стандартна для каждого случая, и прочие правила, которым Коллектив неукоснительно следует ибо


    Книга правил, указывающая что правильно, а что нет. Предсказуемость правил и их безусловное соблюдение есть снова основ

    Цитатой одного из таких вот жестких правил Книги мудрости Манселла и начинается каждая глава романа, и в некоторых случаях, например «запрет жонглировать после 16.00» либо «.. цыпленок считается вегетарианским блюдом каждый первый вторник месяца» не может не вызвать улыбку.
    Но добавление частицы фэнтэзи делением всех жителей Коллектива по классам с точки зрения цветовосприятия лишает ощущения хотя бы гипотетической возможности докатиться до такого.
    И цвет здесь действительно решает всё – это основа основ: им лечат, он убивает, он вводит в экстаз, он дает или не дает право на власть и т.д.
    Красные(к которым относится главный герой мастер Эдвард) - этакая интеллигенция, если проводить параллель с нашим миром, первенствуют в схеме красный-желтый-синий. Но стоят на 3 ступени ниже зеленых. Серые – олицетворяют рабочий класс.
    Да в принципе все параллели с нашим миром легко проводимы: здесь баллы вместо денег, бежевый, а не черный рынок, где за эти самые баллы можно купить запретные ложки, вещи Прежних, а так же «сами знаете что» (да-да, секса тут тоже нет). Здесь носят значки отличия на груди и не повышают голоса. Зато есть у них странные люди – апокрифики. Которых как бы нет. Их принято не замечать. По иерархии они даже не на последнем месте: их просто нет. Но, разве лишив их социального статуса, не наделила их Главная Конторах невольно свободой? Они делают что хотят: ходят голыми, ругаются матом, заходят в те дома, в которые хотят, берут еду со стола. И никто им не может возразить: ибо их нет! По правилам их нельзя замечать!
    Все события, происходящие в книге происходят во Внешних Пределах куда отправился главный герой со своим отцом нести наказание за свой проступок.
    И если бы Голливуд захотел снять фильм по этой книге без антиутопичнго налета, то он выглядел бы примерно так:
    Правильный малчик- задрот, этакий папенькин сынок ( Элайджа Вуд подошел бы идеально)в качестве наказания едет в захолустный городок со своим отцом (по совместительству врачом). По пути они становятся свидетелями смерти странного человека, встречают хулиганку-пацанку-драчунью, невиданной красы, в которую наш герой (естесна) тут же влюбляется, несмотря на ее неподобающее поведение и угрозы убить всех, кто к ней приблизиться.
    Девушка , как и заведено в классических романах, исчезает (не пугаемся, не надолго). Герой страдает, но прибыв в пункт захолустного назначения, обнаруживает что та самая зазноба наречена ему в служанки (и счастью нет конца). Здесь же стандартный набор типажей: представитель золотой избалованной молодежи (а как иначе когда у тебя батя мэр ), несчастный влюбленный бедняк, спикулянт-хулиган, коррумпированный префект ну и тэ дэ. По стандарту герой начинает сувать свой нос не в свои дела, что влечет за собой череду последствий в виде убийств, краж , месилова и крошилова. Но в конце добро побеждает зло, герой становится Героем, несмотря на то,что пожениться влюбленным так и не дали
    Само название полностью отражает деградацию, общества прыгнувшего назад в развитии, отказавшегося от техники, телефонов и прочих вещей, выключение сетей, изгнание ученых. (и не думайте, никакой параллели с чудовищным шлаком «50 оттенков серого»)


    Коллектив, запрограммирован на сопротивление переменам. Не только в плане технологий и социальной мобильности, но и в плане идей.

    В общем то сюжет весьма банален, примитивен и прост, но ни капельки не умаляет удовольствия от прочтения. По крайней мере, плакать и ужасаться в конце не придётся.

    8
    78