Рецензия на книгу
The Fury
Алекс Михаэлидес
Аноним22 января 2025 г.Не ярость, а уныние
Начиная читать “Ярость”, я готовилась к очередному “Безмолвному пациенту” - не скажу, что была от него в диком восторге, но произведение как минимум запоминающееся, с оригинальным построением сюжета, тщательно препарированными персонажами и плот-твистом, от которого моя челюсть лишь немного не долетела до пола. Плюс, согласно аннотации, “Безмолвному пациенту” в “Ярости” составили компанию “Десять негритят”, а так как Агату Кристи я нежно люблю, то вопрос “читать или не читать” отпал сам собой. Увы, меня ждало очередное книжное разочарование.
Основное действие происходит на греческом острове. Компания друзей (таких, которых врагу не пожелаешь) приезжает отдохнуть, одного убивают, убийца - “один из нас”. Звучит интригующе, не так ли? Не совсем.
Повествование нелинейное, довольно-таки сумбурное, рассказчик (один из присутствующих на острове) постоянно скачет от локации к локации и от персонажа к персонажу. Вдобавок, как и в “Безмолвном пациенте”, автор использует такой прием как “ненадежный рассказчик”, но, в отличие от того же “Пациента”, не сохраняет интригу, а сразу же в этом признается, и периодически перед нами возникают фразы наподобие “а теперь я расскажу, что произошло в тот вечер на самом деле”, “а теперь о том, что я утаил” и тому подобное. Звучит оригинально, но в реальности вместо того, чтобы затягивать, подобный текст рассеивает внимание и отбивает всякий интерес к происходящему. По-видимому, это сделано для того, чтобы лучше раскрыть персонажей, но и здесь автор потерпел неудачу.
Герои совершенно не похожи на живых людей, они скорее напоминают не слишком талантливых актеров в плохо поставленном спектакле по сценарию весьма посредственного драматурга. Парадокс заключается в том, что по сюжету некоторые из них и есть актеры, а все происходящее - фарс, спектакль для одного-единственного зрителя, который пока об этом не догадывается. Подразумевается, что для читателя интрига тоже сохраняется до самого конца, но, на мой взгляд, уже ближе к середине становится понятно, чем все закончится.
Книга позиционируется как триллер, но до триллера там как до Юпитера и обратно. Все происходящее чуть более уныло, чем облезлая табуретка, мокнущая на городской свалке под проливным дождем в компании ржавого холодильника. Мой вердикт - перед нами посредственное и при этом очень странное произведение, состряпанное на коленке на волне успеха дебютного “Безмолвного пациента”, и я жалею, что потратила на него время и деньги.
P.S. Меня давно мучает вопрос: известные писатели, чьи восторженные отзывы печатают на обложках, действительно читают книгу, прежде чем ее похвалить, или это просто цеховая солидарность? “Эй, Стивен, я тут написал шедевр, можешь подтвердить?” “Да не вопрос!” Я отказываюсь верить в то, что Стивен Фрай считает, что это “просто блестяще”.
P.P.S. Единственное, что меня повеселило - отсылка к “Безмолвному пациенту” в самом конце. Судя по всему, безумные герои Михаэлидеса - обитатели одной вселенной.
Содержит спойлеры9505