Рецензия на книгу
Горе от ума
Александр Грибоедов
Аноним7 апреля 2015 г.Коротко о главном…
Ум, как самый совершенный инструмент выживания, продолжал и продолжает требовать борьбы, соревнования и пищи. Это его биологический позыв и его невозможно отменить, но можно остановить в своем развитии. И тогда на смену способности думать, решать задачи, ставить цели, - приходит глупость, отсутствие ума, порою слабоумие (не иметься в виду психиатрический термин). Ум во многом похож на мышцы тела человека: он поддерживается постоянными тренировками, а без тренировки постепенно атрофируется. Но! Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег, ни карьеры. Для этого еще нужна воля и…. много еще чего.
Однако быть умным не всегда выгодно. Необходимо опасаться того, что однажды ты будешь не понят, а то и хуже, станешь, гоним, и тебя «заклеймят» сумасшедшим. Новый ты, можешь стать объектом насмешек и клеветы. Близкие и друзья, привыкшие жить по старинке (тем более, если эта «старинка» их тепленько греет и «мухи не кусают»), не готовы будут разделить твоих взглядов на жизнь: свободу в словах, действиях, выборе. И тебе, так или иначе, придется вступить в борьбу. Но если ты на поле боя один, а их целая свита, то вполне возможно, что рано или поздно, ты вынужден будешь отступить.
Не волнуйтесь! Вся эта длинная преамбула, очень даже вписывается в эту чудесную комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Именно такая история произошла с молодым дворянином Александром Андреевичем Чацким (главным героем). И именно в такое общество он попал, спустя три года, после возвращения из-за границы. И не успев переступить порог возлюбленной, к которой так спешил – Софье, Чацкий тут же понимает, что он отвержен… отвержен ею и не воспринят «ими» (Павлом Афанасьевичем Фамусовым, отцом Софьи; Алексеем Молчалиным, возлюбленным Софьи; служанкой Софьи; друзьями и родными семейства Софьи). И сквозь все произведение, в равных пропорциях, мы можем наблюдать эту неугомонную борьбу старых нравов и устоев (как признак застоя и не великого ума) и нового прогрессирующего защитника прав и свобод человека (как признак развития и усовершенствования ума).
Свобода – против - Рабской приниженности;
Просвещение – против – Невежества;
*Искренность чувств – против – Брака по расчету.1384